Эта статья о старинной деревне, где живут сказки. Одна сказка выдуманная, другая настоящая. Село Кукобой расположено на берегу реки Ухтомы на севере Ярославской области. Кукобой со всех сторон окружен дремучими непроходимыми лесами и болотами Селу более 500 лет.
Первое упоминание относится к 1526 году. Когда воевода Ивана Грозного Александр Кемский купил его и еще несколько населенных пунктов у монастыря за 100 рублей и коня.
Село с 16 века было то княжеским владением, то монастырской вотчиной. В 1764 году после секуляризации монастырских земель крестьяне здесь получают свободу от крепостной зависимости.
Своим появлением село Кукобой обязано инокам, последователям Сергия Радонежского, которые уходили в глухие леса и строили там скиты и обители.
Откуда пришло название Кукобой, существует несколько версий. По одной из них. В переводе с финно-угорского чьё племя, некогда проживало на этих землях переводится как «длинный ручей».
Другая версия, что слово «Кукобой» как-то связано с многочисленными кукушками, традиционно населяющими местные леса.
В середине XIX века Кукобой становится частью Подорвановской волости, в это время в нем насчитывается пять дворов, 19 жителей и каменная церковь, которая была построена в 1836 году.
В конце XIX века в селе открывается первая школа, а в начале XX века здесь появляется самая крупная в уезде народная библиотека с фондом из 2000 книг.
Очень необычно здание школы в Кукобое, построенное в начале XX века.
После революции 1917 года Подорвановскую волость переименовали в Кукобойскую, и село становится административным центром Первомайского района. С 1929 по 1971 годы.
Здесь активно создаются колхозы. В деревне Захарьино, что в семи километрах от Кукобоя, была создана женская трудовая сельскохозяйственная артель, которая славилась богатыми урожаями и многопрофильным хозяйством, входила в число лучших колхозов-коммун страны. Сегодня в деревне Захарьино никто не живет и ничто не напоминает о событиях почти вековой давности.
Кукобой часто называют селом на семи родниках. Святой источник, находится в сосновом парке и очень популярен у местных жителей и туристов. Источник («ключик», как его зовут местные жители), который, по преданию, был освящен свт. Тихоном. Со стороны прихода Спасского храма источник святым не считается, но почитается как место, связанное с именем святителя Тихона. Каждый год в праздник Крещения (19 января) на нем совершается водосвятный молебен. Местные жители берут оттуда воду для питья.
Как гласит легенда, вода в нем чудодейственная, она избавляет от болезней, очищает организм и даже имеет омолаживающее действие.
До ближайшего города Пошехонье 58 километров. Население — около 1000 человек
Автобусное сообщение связывает Кукобой с областным центром — Ярославлем. Выполняется всего один рейс в неделю, время в пути — около пяти часов. Также на автобусе до Кукобоя можно добраться из Данилова, Пречистого, Пошехонья, Вологды и Рыбинска.
Сказка первая придуманная.
Баба Яга.
В 2004 году Кукобой был объявлен родиной Бабы Яги, что стало толчком к активному развитию села Создание этого бренда дало 13 рабочих мест и сделало село привлекательным туристическим местом. Особенно привлекает путешественников День Рождения Бабы Яги, который традиционно отмечается в последнюю субботу июня и сопровождается массовыми гуляньями.
Самый узнаваемый музей Кукобоя — конечно, дом Бабы Яги, он же избушка на курьих ножках.
Здесь можно увидеть разные волшебные вещицы, да и сама избушка может вращаться, совсем как в сказке.
Для детей и взрослых здесь организуются интерактивные программы, а также веселые конкурсы и развлечения.
Неподалеку от домика Бабы Яги находится лесная резиденция ярославского медведя. Ярославль, как известно, это «медвежий угол», и очень многое в области связано в этим животным.
В Кукобое, например, живет сказочный персонаж Михайло Потапович, который развлекает детишек перетягиванием каната, стрельбой из лука и другими забавами.
Во владениях Бабы Яги можно увидеть и сказочную карту России, на которой отмечены резиденции разных сказочных героев: Деда Мороза, Снегурочки, Водяного, Берендея и многих других удивительных существ.
Здесь же установлена так называемая Седьмая сказочная верста, на которой обозначены расстояния до сказочных населенных пунктов.
В местном доме культуры разместился крошечный музей сказки. Он занимает всего одну комнату, где собрались различные сказочные герои: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, гуси-лебеди и другие всем известные персонажи, часть из них подарена гостями музея.
По соседству находится Чайная Бабы Яги, где гостей угощают знаменитыми кукобойскими пирогами с ягодами, в изобилии растущими в окрестных лесах.
Вот на этом придуманная сказка заканчивается и начинается настоящая.
Спасский собор, села Кукобой.
Собор, достойный украшать столицу. Прекрасный Спасский собор, построенный в начале ХХ века. Грандиозный каменный храм поражает своей красотой, изумительными пропорциями, богатейшей орнаментикой, предназначенный быть кафедральным собором в большом городе.
Храм вызывает восхищение и удивление, связанное с вопросом: каким образом в обыкновенном селе, с небольшим населением, не имеющем особого экономического значения, стоит собор, по своей красоте и величию не уступающий знаменитым соборам России.
Храм Спаса Нерукотворного Образа (1909—1912 гг.), архитектор — Василий Косяков, автор проекта Морского собора в Кронштадте. Построен местными мастерами на средства петербургского статского советника, купца, владельца ткацкой мануфактуры в Санкт-Петербурге Ивана Агаповича Воронина. Вышел Воронин из крестьян деревни Рябинки (3 км от Кукобоя) и, являясь уроженцем Кукобойского прихода, принимал активное действие в жизни своей родной стороны.
Собор в Кукобое был третьим храмом, который построил Иван Агапович. Сохранилось устное предание о том, что Воронин предложил своим односельчанам на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (70 км по непроходимым лесам и болотам). Миряне выбрали храм, хотя в Кукобое действовала каменная церковь с колокольнею в честь Успения Божией Матери.
Никаких подтверждающих источников о выборе односельчан между храмом и железной дороги не сохранилось. Как бы то ни было, в 1907 году Воронин обращается к Ярославскому Епархиальному Начальству с прошением о разрешении на постройку нового храма в селе Кукобой, Пошехонского уезда, Ярославской губернии.
Причина, указанная в документе: существующая церковь Успения Божией Матери по своей ветхости и маловместимости не удовлетворяет нуждам прихожан. (Приход состоял из 1043 душ мужеского пола и 1177 женского; Успенская церковь могла вместить в себя: 400 душ в зимнем храме и столько же в летнем, холодном). Все расходы, как на строительство, так и на дальнейшее содержание будущего храма, Иван Агапович брал на себя.
В 1908 году началось строительство, а в 1912 году состоялось торжественное освящение храма. Автором чертежей, руководителем при постройке был профессор архитектуры, директор института гражданских инженеров В. А. Косяков. «В лесу за деревней Тютрюмово был построен кирпичный завод. Облицовочный же кирпич привозили из Германии, отлитым во Франкфурте-на Майне.
Строительство собора обеспечило многие семьи хорошим и продолжительным заработком. Сотни нуждающихся нашли долгую и оплачиваемую работу, так как строитель приказал пользоваться местными рабочими.
Торжества открытия начались в мае 1912 года и длились три дня. Освящал храм архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий патриарх Московский и всея Руси. На освящении храма присутствовал и сам И. А. Воронин, и архитектор-строитель.
Описание: «Основание храма – бетон, а потом идет в несколько рядов тёсаный гранит. Храм устроен в неорусском стиле. Площадь, предназначенная для молящихся – открытая, не имеет никаких внутренних пилонов и столбов. Солея возвышается над полом на 5 ступеней и облицована итальянским мрамором. Полы из мозаичных мраморно-цементных плиток.
Все три иконостаса деревянные, резные, сплошь золоченные червонным золотом. Колокола для нового храма были выполнены на заводе «Оловяшников П. И., сыновья» в городе Ярославле в 1910 году. Полное их число составило 9 (4 больших и 5 маленьких), общим весом 496 пудов 29 фунтов (8126 кг), главный колокол весил 261 пуд 15 фунтов (4281 кг). Под храмом был устроен подвал, перекрытый сводами, освещаемый 10 окнами. В подвале были устроены 4 калориферные печи системы профессора С. С. Лукашевича для отопления и вентиляции… Богатая роспись украшала собор снаружи и по всему периметру храма, над огромными окнами – витражи и над крылечками.
Особенно богато украшен западный фасад собора, разделенный на три части, с теремным крыльцом посередине. Многочисленные арочные оконные проемы, обрамленные стройными колонками, а также богатая орнаментика горизонтальных поясов из облицовочного кирпича, завершающаяся поясом декоративных кокошников, придают парадному фасаду собора необычный сказочный вид.
Это подчеркивается двумя симметричными башенками с шатровым завершением, облицованным глазурованной плиткой лазурного цвета, и сходной с ними трехъярусной колокольней, украшенной так же, как и башенки рядами декоративных кокошников и завершающейся ярко-голубым шаром с маленькой главкой.
«В подвале были расположены четыре калориферные печи со сложнейшей системой воздушного отопления.
Храм потрясает тщательностью отделки и богатством убранства.
Всего на храм купец потратил свыше 600 тысяч рублей. И. А. Воронин, как и обещал, пожертвовал облигации Санкт-Петербургского кредитного общества на содержание храма и будущий ремонт. Статский советник сделал еще немало хорошего для своего родного края: пожертвовал одну из самых богатых в уезде библиотеку, построил больницу, новую школу в котором обучали столярному, швейному и сапожному ремеслу.
Недолго было суждено новому храму радовать сердца верующих. В 1931 году храм закрыли. Церковные ценности изъяты. Роспись уничтожена, колокола и резной иконостас сданы на завод. Примечателен случай, произошедший при срывании с храма крестов. Трактором, срывавшим кресты, управляла одна из активисток-комсомолок. Вскоре после этого она отморозила себе обе руки. Как потом рассказывала ее дочь, мать видела в этом наказание за участие в осквернении храма.
«13 февраля 1931 года состоялось решение Первомайского райисполкома о передаче здания собора под культурно-просветительное учреждение, которое существовало в нем до 1937 года» Помещение храма использовалось как клуб, склад, в подвале была устроена тюрьма.
В 1989 году храм возвращается верующим. «Первым настоятелем собора был назначен иерей Георгий Фомин. Благодаря его энергичной деятельности были полностью перекрыта крыша и купола, поставлены кресты и отремонтирован небольшой уголок храма.
Реставрационные работы небольшими темпами продолжаются. Восстановлены купола на колокольне, куплены новые колокола, вставлены новые рамы в многочисленных окнах и оконцах, в главных больших окнах сделаны художественные витражи из цветного стекла. В 2015 году к великой радости прихода заново было сделано отопление.
На приходе совершаются регулярные богослужения.
В окрестностях села тоже немало интересных достопримечательностей. Одна их них — Исааковский Рождество-Богородицкий монастырь, расположенный в деревне Пустынь, что километрах в двадцати от села Кукобой.
Монастырь основан в XVII веке, позднее был упразднен. Деревня, где расположен монастырь, нежилая, добраться до нее можно только на внедорожнике повышенной проходимости. В настоящее время обитель восстанавливается.