Казалось бы, ничего собой не значащее событие. Перелёт через границу легкомоторного гражданского самолёта. Всего лишь действие нарушителя. Хулиганская посадка на красной площади в Москве. Вроде бы обычная уголовщина. Но всё это привело к последствиям огромного политического масштаба и оказалось ещё одной каплей в водовороте гибели СССР.
Биография
Детство и Юность
1—- Руст, но ещё совсем маленький
Матиас Руст немец появился на свет первого июня 1968 года, город Ведель, Шлезвиг-Гольштейн, расположенном на правом берегу Эльбы в 20 км от Гамбурга.
Матиас вырос в семье Карла-Хайнца Руста рождения 1937 года, и Моники Руст рождения 1941 года. Отец, работал инженером в концерне AEG Всеобщей электрической компании фирма слилась с Telefunken.
2—- Фотография родителей Матиаса Карла-Хайнца и Моники.
Карл-Хайнц Руст в середине 80-х открыл собственную фирму по продаже легкомоторных самолетов Cessna. По воспоминаниям Матиаса, мечтать о небе он начал еще в младшей школе. Рядом с домом Рустов находился небольшой аэродром, куда они часто ходили всей семьей на авиашоу.
Семья Руста обитала в малоквартирном доме, на втором этаже. Простая чистенькая квартира, где с немецкой аккуратностью все расставлено по своим местам.
Руст с детства мечтал стать летчиком или астронавтом.
3—-Дом семьи Руста
4—-Матиас Руст со своими собаками
После окончания реальной школы Эрнста Барлаха в родном городе Матиас безуспешно попытался получить специальность «банковское дело», а затем начал работать секретарём-машинистом наборщиком текстов. На 17-летие родители подарили сыну полет с пилотом.
5—-На этой фотографии Матиас Руст получил лётную лицензию
Гораздо эффективнее, чем финансовую профессию, Матиас освоил летное дело. Несмотря на близорукость, Матиас подростком записался в местный аэроклуб, где на собственное 18-летие получил свой главный подарок в августе 1986 года получил лицензию частного пилота. С тех пор у юноши появилась новая мечта — облететь на четырехместной «Цессне» весь мир.
В аэроклубе Гамбурга юноша налетал 40 часов и, безошибочно сдал все тесты.
Полёт
6—-Аэродром Ютерсен/Хейст находится недалеко от города Ведель в Германии. Это точка взлёта и посадки для деловых и спортивных пилотов, откуда можно совершать экскурсионные полёты над Гамбургом.
7—-Первый длительный перелет Матиас Руст совершил 13 мая 1987 года. На арендованном Cessna-P172 Skyhawk он вылетел из аэропорта немецкого города Ютерзен и приземлился в одном из Шетландских островов.
Первый длительный перелет Матиас Руст совершил 13 мая 1987 года. На арендованном им в своём аэроклубе Cessna-P172 Skyhawk бортовой номер D-ECJB он вылетел из аэропорта немецкого города Ютерзен, и через пять часов полёта над Северным морем он приземлился на одном из аэродромов Шетландских островов на северо-востоке Шотландии.
Следуя мечте летать больше и дальше, молодой пилот собственноручно переоборудовал салон самолета: демонтировал пассажирские сидения, чтобы внутрь могло поместиться больше провизии и туристического снаряжения—на случай, если там, где он приземлится, вдруг не окажется гостиницы.
8—-На момент полёта Матиасу Русту было 18 лет. На этом фото он в мотоциклетном шлеме, который будет сопровождать его во время полёта в Москву
В некоторых СМИ уже после полета Руста в Москву сообщалось, что пилот установил в салоне и несколько баков с горючим. Позже выяснилось, что Cessna Руста была «дальнобойной» дополнительные топливные резервуары находились не внутри самолета, а в его крыльях и были установлены производителем. Дальность полета P172 — около 1 500 км, что на 400 км превышает аналогичный показатель стандартной версии самолета.
Одновременно во Франкфурте-на-Майне в фирме «Айзеншмид» Руст заказал самые свежие навигационные карты. Позднее о всех подробностях подготовки к полету Руст рассказывал следователям Главной военной прокуратуры СССР.
Это были карты материковой части Северной Европы с прилегающими островами и западной части СССР, исполненные в масштабе 1:1000000. Они были выпущены командованием ВВС США и создавались с помощью американских разведывательных спутников. Карты содержали подробнейшую информацию о военной инфраструктуре и дислокации военных объектов Советского Союза, в том числе и частей противовоздушной обороны. На полях карт были нанесены предупреждения: «Самолет будет сбит без предупреждения, если станет двигаться вне разрешенного пространства»
9—-Маршрут перелёта Руста в 1987 году
На следующий день Руст вылетел в Вагар Фарерские острова.
14 мая он долетел до Фарерских островов, а 15-го — до Исландии, где посетил особняк Хёвди, в котором осенью 1986 года вели диалог Михаил Горбачев и Рональд Рейган.
Следующий перелет Матиаса состоялся 22 мая по маршруту Гамбург — Берген Норвегия оттуда 25 мая в Хельсинки Финляндия Тогда, преодолев почти 2600 миль из Гамбурга, он почувствовал, что имеет достаточно навыков для достижения главной цели слетать из Германии в Москву.
В последующих интервью Руст утверждал, что посвятил свой перелет в Москву дальностью 1220 км разрядке и эпохе «нового мышления», провозглашенной советским лидером.
Больше часа Руст рассказывал, что хотел стать послом мира, ускорить перестройку в СССР и стать личным другом Горбачева.
10—Матиас в семейном кругу
Утром 28 мая 1987 года Матиас Руст сказал родителям, что отправляется в Стокгольм, и поехал на местный аэродром заправил «Сессну», проверил погоду и подал диспетчерской службе план двухчасового полёта на юго-запад, в Стокгольм.
В полдень Руст приземлился в финском местечке Малми, дозаправился, а затем взлетел вновь и взял курс на Стокгольм.
Первые 20 минут полет небольшого частного самолета проходил в штатном режиме В 13:21 Руст в районе города Нуммела, его самолёт вышел из зоны управления аэропорта. Руст выключил все средства связи, резко сменил курс и эшелон, на высоте около 200 м пролетел вдоль береговой линии Балтийского моря.
11—Маршрут полета Матиаса Руста
Примерно в 14:00 самолёт исчез с экранов радиолокационных станций, расположенных около Сипоо. Диспетчеры запустили поисково-спасательную операцию. В 40 км от береговой черты Финского залива спасатели обнаружили масляное пятно и предположили, что самолёт потерпел крушение. Спасатели привлекли к исследованию дна водолазов
Останков самолета на дне не было. Его там и не могло быть, он был в воздухе. После того как летчик снизился до пятидесяти метров и стал практически невидим для гражданских служб, он сбросил в воду припасенные канистры с маслом и продолжил свой путь к границам СССР.
Руст на небольшой высоте под оживлённой воздушной трассой пересёк советскую границу в Эстонской ССР, в районе Кохтла-Ярве и взял курс на Москву. Руст вошел по международной линии. Это коридор для пассажирских самолетов. Он четко обозначен для пролета обычных, гражданских лайнеров.
В тот момент этот самолет выглядел не нарушителем границы, а нарушителем режима полетов. А по такому совсем другая работа. Надо было связаться с самолетом — уточнить, кто он такой, куда следует. А потом решать — поднимать ли перехватчики.
12—Станция ПВО СССР
Дежурные радиотехнические подразделения ПВО СССР обнаружили его в 14:10. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, наблюдали «цель 8255», но команды на уничтожение не получали.
Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов, о чем сразу же доложил дежурному по пункту управления роты капитану Осипову. Потом отметку от «Сессны» Руста засек оператор другой станции, ефрейтор Шаргородский, и сообщил оперативному дежурному, что наблюдает неопознанную цель. Однако на вышестоящем КП выдачу информации «наверх» задержали минут на 15, взяв тайм-аут, чтобы разобраться, кто летит – нарушитель госграницы или нарушитель режима полетов. Решали подполковник Карпец и майор Черных, которых потом сделали виноватыми во всей этой истории – разжаловали и осудили военным трибуналом на пять лет.
Ржев Советские системы ПВО наблюдали за нарушителем на протяжении практически всего его маршрута в 1130 километров. Один раз Cessna приняли за стаю перелетных птиц, в другой раз спутали борт Руста с аналогичным советским самолетом Як-12, отклонившимся от курса.
13—Звенья МиГ-21, МиГ-23
В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа, Андреаполь, Хотилово и Бежецк. В районе города Гдов его обнаружили визуально — в 14:29 пилот МиГ-23МЛД старший лейтенант А. Пучнин (656-й иап) доложил, что в разрыве облаков наблюдает спортивный самолёт типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа. Если бы была команда сбить, то даже его фрагментов собрать бы не удалось. Но мы не имели права применять средства ПВО по таким воздушным целям. Могли лишь принудить к посадке. Был проложен курс, велось сопровождение. Посадить его не получилось, потому что у истребителей и самолётика Руста слишком разные скорости
Сделав несколько пролётов над ним и не получив чёткой команды по воздействию, лётчики просто возвращались на аэродром.
14— Цессна 172П. Кабина пилотов
Как потом признался Руст, он здорово испугался, увидев, как советские «Миги» проносились красной стрелой рядом.
Я ждал команду на посадку, – утверждал Руст. – Но ее не последовало.
Потом начнут говорить, что это была катастрофа всей системы ПВО СССР. Конечно, самолет, пилотируемый Рустом, не мог серьезно угрожать стране Советов.
Но как легкий самолет, преодолев за шесть часов от Хельсинки до Москвы 1130 километров, смог прорвать сильнейшую оборону ПВО ядерной державы, состоящую на то время из 100 стартовых ракетных комплексов класса «земля-воздух», 6 авиаполков с 240 истребителями и перехватчиками
Руст был в районе Пскова, когда в 15:00 в соответствии с графиком сменился кодовый номер системы «свой — чужой». Здесь шли учебные полёты одного из авиационных полков, и неопытный молодой лейтенант дежурной смены КП ПВО присвоил признак «свой» всем объектам, находящимся в воздухе.
15— Цессна 172 Матиаса Руста
Примерно через час Руст пролетел над Селигером и попал в зону ответственности другого соединения, но теперь его приняли за участника поисково-спасательной операции на месте произошедшей накануне в 40 км западнее города Торжок катастрофы самолётов ВВС в воздухе столкнулись Ту-22 и МиГ-25.
Когда военные поняли, что наблюдают нарушителя, он уже входил в зону Московского округа ПВО. Туда и на Центральный командный пункт (ЦКП) войск ПВО доложили о вылетевшем без заявки советском легкомоторном самолёте — подобные воздушные объекты наблюдались достаточно часто.
Оперативный дежурный ЦКП генерал-майор С. И. Мельников и исполняющий обязанности начальника Главного штаба ПВО генерал-лейтенант Е. Л. Тимохин понадеялись, что в Московском округе с ним разберутся сами и, не имея характеристик нарушителя, не стали докладывать Главнокомандующему ПВО маршалу А. И. Колдунову.
На КП Московского округа не придали значения «простому нарушителю режима полётов».
Командующий советскими войсками противоракетной и противокосмической обороны в 1986—1991 годах В. М. Красковский много лет спустя выразил мнение, что маршал Колдунов «не остановился бы перед принятием самых крайних мер», если бы своевременно узнал об инциденте.
16— Южнокорейский Boeing 747
Хотя после инцидента со сбитым корейским пассажирским «Боингом» в 1983 году, следуя Международно-правовым итогам события с «Боингом». Было принятие 10 мая 1984 года на Ассамблее международной организации гражданской авиации протокола, касающегося изменения чикагской Конвенции о международной гражданской авиации.
Нарушившим советское воздушное пространство, армии был отдан четкий приказ — не сбивать невоенные самолеты. Во многом осторожное отношение к неопознанным объектам в совокупности со случайно совпавшими факторами и объясняет беспрепятственный полет Матиаса Руста.
Москва
28 мая 1987 года, в День Погранвойск СССР, немецкий пилот-любитель Матиас Руст на маленьком самолете «Сессна» в 18:30 подлетал к Москве. Погода была безветренной и малооблачной, когда в небе над Ходынским полем появился белый легкомоторный самолет Cessna 172 с синей полосой на борту.
17— Со всех сторон Красной площади. Много разных кадров посадки получились.
Оказавшись над Москвой, Руст долго не мог найти Красную площадь, поскольку привык, что центры западных городов отмечают ряды сверкающих офисных башен. Но наконец он увидел характерную стену с башенками, окружающую Кремль. После этого он начал кружить, выбирая место для посадки Он пролетел над Историческим музеем и посетителями Красной площади. Затем самолет резко поднялся вверх, выполнил подобие мертвой петли и, сделав несколько кругов над главной площадью Советского Союза, ушел на большой разворот.
18—Приземление
Руст предполагал приземлиться непосредственно в Кремле «возле красивой церкви», но потом понял, что, хотя места там предостаточно, КГБ может со мной сделать там нечто ужасное, — вспоминает он. — И, если бы я приземлился за стеной, меня увидели бы от силы лишь несколько человек, они могли бы просто забрать меня и все потом отрицать.
Приземлившись на открытой площади, я показался множеству людей, и в КГБ не могли арестовать меня незаметно и лгать потом об этом. Так что ради собственной безопасности я и отказался от этой идеи».
Сделав несколько кругов, он засёк цикл работы светофора. На Красной площади было много людей. Гаишник увидел самолет, который явно готов идти на посадку. И перекрыл движение на Большом Москворецком мосту. Включил принудительно красный свет. Машины встали. И Руст стал заходить на посадку со стороны улицы Большая Ордынка.
19—Посадка
20— Руст приземлился около семи вечера.
Включив навигационные огни и покачивая крыльями. Шасси Cessna коснулись Большого Москворецкого моста, и пилот направил его к Васильевскому спуску, остановив самолет лишь у храма Василия Блаженного. Его пролет над Красной площадью зафиксировали несколько профессиональных камер, причем любители конспирологии до сих пор не верят в то, что это было случайностью. Вскоре самолет окружили любопытные зеваки, которым не терпелось узнать, кто был за штурвалом.
В 19 10 Из кабины вылез улыбающийся юноша в красной куртке и темных очках: он пытался общаться с окружающими, но ему мешал языковой барьер
Ситуацию спасла одна пожилая женщина, по некоторым данным — школьная учительница, которая по-немецки стала расспрашивать пилота, кто он и откуда.
21— Самолет «Сессна-172», который пилотировал 18-летний гражданин ФРГ Матиас Руст, приземлился прямо у храма Св. Василия Блаженного
Молодой человек рассказал, что его зовут Матиас Руст и он прилетел из Хельсинки. Куранты на Спасской башне показывали 19 часов 15 минут. Руст начал раздавать автографы. К пилоту подскочил изумленный милиционер и, приложив руку к козырьку, потребовал паспорт.
22—Желающих поглазеть на самолёт было немало
Советская публика встретила Матиаса тепло, у него брали автографы, которые он охотно раздавал. Какой-то 16-ти летний советский парень, как оказалось, хорошо знал английский. Он и выступил переводчиком для Матиаса и публики. Силовики тоже были тут, наблюдали за немцем.
Самое интересное, когда Руст приземлился в Москве, на его счету было 100 часов налета. 40 часов на права. Остальное время он набрал в полете из Гамбурга в Исландию, Хельсинки и Москву.
На место происшествия прибыл зам начальника московской милиции Н.С. Мыриков. Прямо с площади он по рации связался с, генерал-лейтенантом Богдановым. Замначальника ГАИ Москвы полковник Панков приехал сразу. Богданов приехал сразу за ним.
Руст заметил, что через толпу двинулись агенты КГБ, опрашивая людей и изымая фотоаппараты. Более чем через час после приземления прибыли два грузовика с вооруженными солдатами. Они установили барьеры вокруг самолета.
23—Камера Руста в Лефортовской тюрьме
Из черного седана вышли трое мужчин и представились. Младший, переводчик, вежливо попросил у Руста паспорт и спросил, нет ли у него оружия. Затем они решили осмотреть самолет. После еще нескольких вопросов пилота попросили сесть в машину. Атмосфера встречи, по словам Руста, оставалась очень дружелюбной. «Сессну» доставили в московский международный аэропорт «Шереметьево» и разобрали для осмотра, а Руста отправили в Лефортовскую тюрьму.
24—Самолет Cessna 172 пилота Матиаса Руста в подмосковном ангаре. 30 мая 1987 года.
Началось следствие.
Руста спросили зачем он прилетел в Москву. Он объяснял, что таким образом хотел создать воображаемый воздушный мост между Востоком и Западом, а также показать народам СССР стремление ФРГ к миру. Следователи показали ему также фотографии моста, на который он приземлился. На этих снимках через мост было протянуто множество линий проводов, через которые невозможно было пробиться. Они спросили, как же прилетевший смог их все обойти.
Озадаченный, Руст объяснил, что во время посадки он видел только три линии проводов. В ходе дальнейшего разбирательства выяснилось, что утром в тот день бригада рабочих временно сняла большую часть проводов из-за ремонтных работ; их заменили буквально на следующий же день.
25—Матиас Руст с матерью на свидании в дворике тюрьмы
Оказывается, по его словам, Руст не знал, что прилетел в Россию в День пограничника. Многие полагали, что он выбрал этот день, считая, что граница в это время будет менее защищенной, или, возможно, чтобы максимально досадить военным.
«Я не знал об этом, — говорит Руст. — Я сказал им: «Я западный немец. Откуда мне знать о ваших праздниках? Это было просто удачное стечение обстоятельств».
Закончив расследование, следственный отдел КГБ СССР пришёл к выводу, что история с Матиасом Рустом была результатом его неуравновешенного характера.
26—Официально это называлось открытое заседание судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР по делу гражданина ФРГ Матиаса Руста.
2 сентября 1987 года в Москве начался суд над Матиасом Рустом. Процесс вызвал огромный интерес. У здания Верховного суда на улице Воровского собралась толпа. Зал был забит до отказа.
Молодой человек выглядел абсолютно спокойным. Приехавшая на процесс семья пилота заметно волновалась, а он вел себя так, словно тут ни при чем.
Матиаса Руста судили по двум статьям. Руст был обвинён в хулиганстве его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людям, нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы.
27—Матиас Руст в суде СССР
Русту практически не задавали острых вопросов, а миролюбиво поинтересовались: «Зачем вы прилетели в Москву?» «Мне необходимо было встретиться с Михаилом Горбачевым», – ответил он. Также Руст говорил, что с детства очарован Россией, любит русских и русскую культуру.
28—Матиас Руст в суде
Он не оправдывался и не защищался. И сразу признал свою вину
В ходе суда довольно подробно разбирали эпизод полета рядом с Кремлем.
Дело было расследовано оперативно. Процесс прошел очень быстро.
Во время следствия немецкий летчик сидел в Лефортовской тюрьме в отдельной камере. Его хорошо кормили, он смотрел телевизор, читал. Руст сидел в камере с учителем английского языка, которого посадили, как спекулянта. Так что Матиас не скучал и мог общаться.
Прокурор просил для Руста 8 лет.
29—Выступление адвоката Матиаса Руста Владимира Яковлева на судебном процессе. 4 сентября 1987 года
Однако адвокат Матиаса Владимир Яковлев построил защиту на утверждении, что тот явился в Москву с миссией мира
На суде Матиас Руст заявил, что прилетел в Москву для того, чтобы продемонстрировать советскому народу свое стремление к миру. Мотивом, толкнувшим его на столь необычный поступок, Руст называл свои пацифистские взгляды.
30—Обеденный перерыв Матиаса Руста во время суда, Москва, 1987 год
Мировые СМИ выдвигали свои, более «романтичные» версии – Руст пытался произвести впечатление на девушку или выиграть пари. Советские газеты выходили под заголовками «Страна в шоке!» Немецкий пилот-любитель, обесславил оборонный арсенал СССР и еще в такой праздник – День пограничника».
31—Матиас Руст во время вынесения приговора суда. Москва, 4 сентября 1987 года
4 сентября 1987 года Матиасу Русту огласили приговор. Он был осужден на четыре года лишения свободы.
Мягкость приговора Русту свидетельствовала о том, что никто и не собирался наказывать либеральная мера наказания Русту должна была продемонстрировать Западу дальнейшую готовность Советского Союза к «демократизации».
Уже 3 августа 1988 года, менее чем через год после судебного процесса. Через два месяца после того, как Рейган и Горбачев согласовали договор о ликвидации ядерного оружия средней дальности в Европе, Верховный Совет в качестве «жеста доброй воли» решил освободить Руста
32—Президент США Рональд Рейган справа и генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев после подписания Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Вашингтон, 8 декабря 1987 года
Матиас Руст был амнистирован и благополучно уехал на родину. В заключении молодой немец провел всего 14 месяцев вместо 48, при этом к нему на свидания регулярно прилетали родители.
К Горбачеву по поводу освобождения Руста обратиться лично канцлер ФРГ Гельмут Коль.
Потом стало известно, что на заседании Политбюро председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко сказал: «Что касается Руста, то его надо осудить и дать ему в соответствии с законом не менее 10 лет.
Суд над Матиасом Рустом продолжался всего три дня. Приговор оказался на редкость мягким. Но ни в какую колонию его не вывозили, никуда из Москвы он не выезжал. Болел один раз – объелся шоколадом.
33—Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко в недавнем прошлом глава советской внешней политики, «Мистер Нет», как называли его на Западе принял решение о помиловании Матиаса Руста
Чуть меньше чем через год немец вышел на свободу. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко принял решение о помиловании Матиаса Руста. Видимо, вина Руста уже не казалась ему такой серьезной. Наверное, нашлись товарищи, которые убедили его в этом.
Решение об освобождении Матиаса Руста было с восторгом воспринято как на Западе, где оно лишний раз подтвердило ослабление сверхдержавы и ее готовность отныне во всем уступать Западу, так и в самом Советском Союзе, благо антисоветские настроения в это время в обществе были уже весьма сильными, особенно среди «активной» части общества – столичной интеллигенции, молодых представителей номенклатуры.
И полет Матиаса Руста, и мягкий приговор, и его скорое освобождение демонстрировали начало перемен в жизни Советского Союза и прекрасно укладывались в горбачевскую перестройку. Сначала простили Руста, затем позволили включить ГДР в состав ФРГ, свергнуть все просоветские режимы в Восточной Европе, а в конце концов – и развалить сам Советский Союз.
Возвращение
Прокуратура СССР полет Руста свела к воздушному хулиганству и незаконному пересечению границы СССР. И приговор 4.09.1987 г. был отнюдь не шпионский — 4 года, а уже 3 сентября Руст вернулся в ФРГ, попав под амнистию. «Воздушный хулиган» провел в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.
34—Около 200 журналистов приветствуют Матиаса Руста после освобождения из советской тюрьмы. Аэропорт Франкфурта ФРГ, 4 августа 1988 года
После возвращения Матиаса Руста на родину западная пресса в один голос называла его героем. Впрочем, лицензию пилота у молодого человека все же отобрали. А служба спасения Финляндии выставила ему счет в 120 тысяч долларов за проведение поисково-спасательных работ на месте предполагаемой катастрофы. Но вскоре уменьшила её до минимума.
В ноябре 1989 года Руст, проходивший альтернативную службу в больнице в Риссене, ударил ножом медсестру за отказ пойти с ним на свидание. В 1991 году он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но освобождён спустя 15 месяцев.
1991 год — год развала Советского Союза, объединения Германии и начала вывода оттуда советских войск — Матиас Руст провел в немецкой тюрьме.
35— Матиас Руст, 1989 год.
В апреле 1994 Руст вернулся в Россию. Затем он исчез на 2 года. Ходили слухи о его гибели, но, как позже выяснилось, Руст Торговал обувью, в Москве жертвуя деньги детскому дому.
Немец провел в Москве несколько лет. В столице он хотел встретиться с Михаилом Горбачевым, но этого так и не произошло. Кроме того, Руст не оставлял своих попыток помочь делу построения мира во всем мире. В частности, он безуспешно пытался продвигать свой проект создания исследовательской группы для разрешения палестино-израильского конфликта.
Это ведь я говорил Руст: «сделал так, что в глазах всего мира советские военные выглядели дураками, и я думаю, что в чем-то помог Горбачеву. И я сделал это потому, что любил мир»
36— Руст перешёл в индуизм
Долгое время Руст жил на Тринидаде. В 1997 году Руст вернулся на родину. Там он объявил о намерении жениться на индийской девушке по имени Гита, дочери богатого торговца чаем из Бомбея. Руст перешёл в индуизм, и церемония бракосочетания прошла в Индии и по индуистскому обряду. После бракосочетания Руст с женой вернулся в Германию.
Зарабатывал он на жизнь игрой в покер, а также, по его словам, сказанным в 2012 году, преподаванием йоги и аналитикой для инвестиционного банка.
В картах Русту везло однажды он сорвал куш в миллион долларов
Руст готовил финансовую аналитику в инвестиционном банке, хотя и не имел высшего образования. В 2000 году сделал себе лицензию пилота в Южной Африке и с тех пор пару раз в году летает на Карибах.
В апреле 2001 года Руст предстал перед судом по обвинению в краже кашемирового свитера в универмаге. Приговорён к штрафу в размере 10 000 немецких марок, который впоследствии был уменьшен до 600 марок.
37—В новостной публикации 2009 года упоминалось, что в 2012 году к 25-летию его знаменитого перелёта будут изданы мемуары.
Сейчас он живет в Гамбурге вместе со второй женой Афиной.
Самолет Руста через несколько лет после полета в Москву вернули в Германию — аэроклуб заплатил за это 13000 немецких марок штрафа.
Изначально самолет Cessna 172, севший на Красной площади, выкупил бизнесмен из Японии, посчитавший его хорошей инвестицией. Японец владел им до 2008 года. Он держал «Сессну» в ангаре, надеясь, что со временем её стоимость вырастет.
38— Самолёт Руста в Немецком техническом музее
В 2008 году самолет купил немецкий технологический музей, выставив на всеобщее обозрение. Где он в настоящее время выставляется в фойе.
Немецкому авиа-хулигану посвятил стихи Евгений Евтушенко, а Юлий Ким, Александр Градский и группа «Лесоповал» исполняли песни в его честь.
В память «звёздного» полёта Матиаса Руста.
«Нахальный аэрокурёнок
Чуть Кремль не сшиб —
всё оттого,
что был прошляплен он спросонок
коалами из ПВО».
Евгений Евтушенко. Отечественные коалы.
Последствия
30 мая 1987 года в центральных советских газетах было опубликовано короткое сообщение ТАСС: «28 мая 1987 года днем в районе города Кохтла-Ярве воздушное пространство Советского Союза нарушил легкомоторный спортивный самолет, пилотируемый гражданином ФРГ М. Рустом. Полет самолета над территорией СССР не был пресечён, и он совершил посадку в Москве. По данному факту компетентными органами ведется расследование».
39— Политбюро ЦК КПСС
Вопрос об ответственности лиц, отвечающих за противовоздушную оборону страны, был вынесен на обсуждение в Политбюро ЦК КПСС. На заседание в Кремль вызвали все руководство Министерства обороны СССР — министра Маршала Советского Союза С.Л. Соколова, начальника Генерального штаба маршала С.Ф. Ахромеева, первых заместителей министра маршала В.Г. Куликова и генерала армии П.Г. Лушева, заместителя министра по кадрам генерала армии Д.Т. Язова, главкома войск ПВО главного маршала авиации А.И. Колдунова.
«За халатность и неорганизованность в пресечении полета самолёта-нарушителя, отсутствие должного контроля за действиями Войск ПВО»
С должности главнокомандующего был снят А.И. Колдунов, а с должности командующего войсками Московского округа ПВО — маршал авиации А.У. Константинов. Но на этом Политбюро не остановилось.
Генеральный секретарь ЦК М.С. Горбачев прямо увязал случившееся с обстановкой в Министерстве обороны, которую он расценил как нетерпимую. По его предложению от обязанностей министра обороны был освобожден маршал С.Л. Соколов.
Самым высокопоставленным «отставником» оказался министр обороны Советского Союза 72-летний маршал Сергей Соколов. Он занимал эту должность с 1984 года, сменив на посту умершего маршала Дмитрия Устинова. До назначения министром обороны маршал Соколов с 1967 по 1984 год, на протяжении семнадцати лет, был первым заместителем министра обороны СССР.
40— Первой жертвой стал министр обороны СССР, маршал Советского Союза Сергей Соколов.
Участник Великой Отечественной войны, маршал Соколов был одним из наиболее видных советских военачальников. Один из последних «красных маршалов». Великую Отечественную войну он встретил уже начальником штаба танкового полка. 9 сентября 1943 года 32-летний Соколов получил звание полковника. Генерал-майором он стал в 1953 году, в год смерти Сталина, в возрасте 42 лет.
Это был опытнейший и проверенный военачальник.
В частности, с 1980 по 1985 год он отвечал за управление действиями советских войск на территории Демократической Республики Афганистан.
В июне 1987 года он был назначен на пост генерального инспектора Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
41— 20 сентября 1923 года родился Дважды Герой Советского Союза Александр Иванович Колдунов 1923-1992.
Дважды Герой Советского Союза, Александр Колдунов прошел Великую Отечественную войну летчиком-истребителем, после войны служил в истребительной авиации ВВС, а затем в ПВО. Должность главкома Войск ПВО он занял в 1978 году, за девять лет до полета Матиаса Руста. Но не только высшие военачальники потеряли свои должности. Со службы были уволены около 300 старших офицеров. По кадровому составу советских вооруженных сил был нанесен мощнейший удар.
Нашли и «козлов отпущения» — два офицера Войск Противовоздушной обороны получили реальные сроки лишения свободы. Это были подполковник Иван Карпец, бывший оперативным дежурным по Таллинской дивизии Войск ПВО в день полета Руста, и майор Вячеслав Черных, бывший в тот злополучный день дежурным по радиотехнической бригаде.
Сергей Соколов, и глава войск ПВО Александр Колдунов. Оба были ярыми противниками Перестройки, гласности и горбачевских реформ, которые ускорили распад СССР. Армия была, фактически, последним оплотом прежних ценностей. И победив оппонентов, Горбачев получил полную власть для осуществления реформ, которые привели к известным плачевным событиям.
42— На пост министра обороны был назначен лояльный М.С. Горбачеву Дмитрий Язов.
В выборе новых кандидатов главным советчиком Горбачева был Александр Яковлев, человек, которого за глаза называли «архитектором перестройки». На посту главы Минобороны ставка была сделана на человека с хорошей репутацией, но безынициативного — Дмитрия Язова.
В Советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил.
С момента прихода Горбачева к власти, на своей должности удержался лишь заместитель министра обороны по вооружению. В числе замененных должностных лиц кроме министра обороны, были все другие его заместители.
Начальник Генерального штаба и два его первых заместителя. Главнокомандующий ОВС Варшавского договора и начальник штаба ОВС, все четверо «верховных командующих», все командующие группами войск в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии, все командующие флотами, все командующие военными округами.
В некоторых случаях особенно это касается командования военных округов, командующие заменялись по три раза. Трудно сказать, насколько далеко вниз по должностной лестнице прокатилась волна чистки, но, вероятно, она достигла по меньшей мере уровня командования дивизий.
Д.Т. Язов, ставший новым министром обороны, считал, что Горбачев просто воспользовался удобным поводом, чтобы избавиться от строптивого Соколова. Который был против включения тактической ракеты «Ока» (СС-23) в перечень ракет, подлежавших ликвидации Минобороны было категорически против включения «Оки», имевшей дальность полета до 450 км. Однако госсекретарь США Дж. Шульц «уговорил» министра иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе подвести ее под понятие «ракеты меньшей дальности», а значит, под сокращение. Линию Шульца поддержал Горбачев.
Находившиеся в то время у руля армии и флота люди явно не подходили для задуманной масштабной ломки страны.
Когда в 1990 году встал вопрос о выводе советских войск из Венгрии и Чехословакии, Министерство обороны, обстоятельно изучив все аспекты проблемы, определило оптимальный срок вывода в 4−5 лет.
43— Вывод советских войск из Чехословакии
Однако без каких-либо серьезных переговоров с Венгрией и Чехословакией Политбюро ЦК КПСС обязало Минобороны осуществить вывод войск из этих стран за 1 год.
Многотысячные воинские коллективы предстояло спешно размещать в палатках, семьи военнослужащих определять в казармы и другие малоприспособленные для этого помещения.
А в это время советские СМИ громили генералитет за историю с Рустом. Это якобы, провал советской ПВО. Оборона была рассчитана на атаку военных самолетов, а не легкомоторных одиночек. И вообще по словам Маршала Советского Союза Д. Т. Язова, войска ПВО вели «Сессну» до Москвы и не пресекали полёт, потому что после истории со сбитым южнокорейским лайнером получили распоряжение гражданские самолёты не сбивать.
Конспирологические версии
Существуют теории заговора об организации полёта иностранными спецслужбами и Горбачёвым. Основная идея теории заключается в том, что полёт Руста должен был позволить Горбачёву начать чистку в ЦК партии и армии. Чтобы убрать группу маршалов и генералов из руководства Вооруженных сил СССР. Тех, кто не устраивал Горбачева. Это могла быть спецоперация спецслужб ФРГ — при поддержке спецслужб США. В которую в ограниченном порядке были вовлечены отдельные представители спецслужб СССР.
44— Александр Яковлев и Михаил Горбачев
Сам Матиас Руст отрицал свою связь со спецслужбами и называл себя человеком мира. Он лично, судя по всему, понятия ни о чем не имел. Его использовали втемную.
Руст, если действительно имела место игра спецслужб, был в ней лишь «пешкой».
И всё же надо отметить что в данной истории работы для конспирологов хоть отбавляй. С учетом столь сокрушительных последствий можно предположить, что полет западногерманского лётчика-любителя был вовсе не мальчишеской шалостью
1—-Вот немецкий журнал «Шпигель» провел расследование и доказал, что Руст был подготовлен спецслужбами для этой операции, а весь его полет сопровождали натовские специалисты.
Маршрут Руста был уж слишком четким — он грамотно шел по «мертвым зонам» между локациями. Немецкие журналисты отмечали, что самолет Руста прилетел с почти полными баками. Значит, заправился по дороге. Да и одежду он где-то успел поменять — вместо рубашки и джинсов, в которых он вышел из дома, сел в кабину самолёта и взлетел. В Москве он вышел из самолёта в модном красном комбинезоне.
По предположению журналистов из немецкой газеты Bunte, на территории СССР Руст сделал промежуточную посадку. Действительно, если разделить общую длину маршрута, по которому летел Руст, а это примерно тысяча километров, на время полета около семи часов, то получится, что самолет летел со средней скоростью 140 км/час, в то время как крейсерская скорость Cessna-172R составляет 220 км/час. Всё это косвенно подтверждает гипотезу о промежуточной посадке и факт, о смене одежды.
С нашей стороны тоже возникает много вопросов
2—-О факте пересечения государственной границы иностранным самолетом немедленно докладывается всем, вплоть до министра обороны и руководителям государства. Потому что это чрезвычайное событие. Почему в этот раз этого не произошло. Такая информация, иногда по несколько раз в день поступала в штаб ПВО, но в этот раз почему-то не поступила.
3—-Самолет Руста вошел в воздушное пространство Советского Союза ровно на стыке действия двух радиолокационных станций, в том самом месте, где при малой высоте полета его шансы оказаться обнаруженным были минимальны. Он очень вовремя оказывается в зоне учебных полетов наших ВВС.
4—- Когда Руст уже подлетал к Москве, кто-то сверху кто — так и осталось невыясненным дал приказ временно отключить автоматизированную систему управления (АСУ) ПВО для проведения внеплановых профилактических работ. Во время боевого дежурства аппаратуру АСУ никогда не выключают. Даже если внезапно пропадет электричество, АСУ переведут на резервное электропитание.
Если бы не этот приказ, самолет Руста могли бы сбить просто «по умолчанию», как неустановленный объект, приближающийся к стратегически важному центру. Чуть позже так же неизвестное лицо «сверху» на двадцать минут прекратило полеты над Шереметьево. Именно через это двадцатиминутное окно Матиас Руст и влетел в столицу.
Да, Мельников не доложил Тимохину, а Тимохин не доложил Колдунову. Но от них это и не требовалось в обязательном порядке. Но вот то, что Руст так легко влетел в международный коридор, уже говорило: парень непростой.
5—- В полседьмого вечера. Накануне в округе сняли троллейбусные провода. И не было поперечных перетяжек. Будто специально. Чтобы самолету было легче сесть.
45— Матиас Руст в наши дни
6—- Говорили и о том, что полет Руста – маркетинговый ход. Его отец являлся дилером «Цесна» в Западной Европе. Объемы продаж самолетов к этому времени сократились. Понятно, что после такой «рекламы» — «единственный самолет, который смог «победить» систему советских ПВО» — дела фирмы пошли на поправку.
Советские военные были убеждены – акция не что иное, как происки иностранных спецслужб.