Мексиканский астронавт из Паленке

Паленке город майя, затерянный в Лакандонских джунглях. Паленке – не древнее имя города. Это испанское слово, которое переводится как «изгородь». В начале тысячелетия нашей эры город назывался Начан или «змеиный город». Если верить Эзотерикам в городе Паленке жил и работал настоящий астронавт.

1—-Мексика штат Чьяпас город Паленке

На языке майя название сегодняшних развалин Поленке «большая вода». Бывшая столица Баакульского царства цивилизации майя III—VIII веков. Гибель Паленке произошла в IX веке в результате нашествия племён с побережья Мексиканского залива.
Сохранились остатки дворца, храм Солнца, храм Креста и храм надписей.
Город находится на северо-востоке Мексиканского штата Чьяпас.

2—- Паленке город в Мексике, штат Чьяпас, входит в состав одноимённого муниципалитета и является его административным центром. Главная площадь города

Паленке был одним из самых прекрасных городов древних майя. По традиционной истории, основные постройки Паленке были сооружены примерно в 600 — 800 годах нашей эры.
Первые поселения в Чьяпасе относятся к 5 тысячелетию до нашей эры. Майя появились на этих землях около 2000 до нашей эры. Происхождение майя неизвестно. По существующей теории цивилизация зародилась на территории Гватемалы. Другие источники размещают очаг культуры на полуострове Юкатан и на побережье современного штата Веракрус в Мексике.

3—-Древняя цивилизация майя, оставившая после себя выдающиеся памятники архитектуры и искусства, математики и астрономии.

Время расцвета Паленке приходится на 7-8 век нашей эры. Власть в городе принадлежала знати – царской семье, высшим жрецам и военачальникам. Основу общества составляли земледельцы, которые возделывали землю, платили подати и вступали в войско в качестве рядовых воинов при объявлении военного похода. С усилением военной мощи и развитием культуры и торговли появились новые социальные группы – ремесленники, купцы и рабы.

4—- Мексиканский штат Чьяпас

5—- Паленке

6—- Паленке

7—- План древнего городища Паленке

Майя выбрали Паленке идеальное место для строительства города. Природа северо-западной части штата Чьяпас отличается красотой и богатством. Здесь произрастают ценные породы деревьев. Древесину которых древние майя использовали в строительстве и декоре, много фруктовых деревьев. В густой сельве в изобилии водятся дикие животные – обезьяны-ревуны, оцелоты, ягуары.
Стиль архитектуры, скульптуры и барельефов выделяют Паленке на фоне других руин цивилизации майя. Архитектура Паленке отличается обилием настенных надписей, по которым археологом удалось восстановить историю города.

8—- Храм Надписей в Паленке

9—- Храм Надписей в Паленке

«Храм надписей» – храм, который вызывает больше всего интереса из всех сооружений в Паленке. «Храм Надписей» представляет собой девятиуровневую ступенчатую пирамиду высотой 24 метра с храмовой частью и потайной погребальной камерой.
Суммарное количество ступеней в храме равно 69. На поверхности восьмой ступени пирамиды расположена постройка с пятью входами, и тремя помещениями, в одном из которых был обнаружен скрытый под каменной плитой туннель, ведущий в гробницу. В прежние времена весь храм и его основание покрывала красная штукатурка, от которой на сегодняшний день, к сожалению, ничего не осталось.

10,5— Альберт Рус Луилье увидел огромный древний город майя, пришедший в уныние

10—- Альберто Рус Луилье

11— Одна из этих плит имела по краям несколько отверстий

12— Храм Надписей в разрезе

В конце сороковых годов ХХ века руководитель мексиканской археологической экспедиции Национального института антропологии и истории Альберте Рус Луилье, выбирая место для будущих раскопок, обратил внимание на так называемый «Храм Надписей», который в то время был практически не изучен. Осматривая помещение на вершине пирамидальной конструкции, к которому вел длинный ряд ступенек, Рус заметил, что пол этого трехкомнатного здания в отличие от других храмов Паленке сложен из больших каменных плит.
При этом одна из этих плит имела по краям несколько отверстий, которые были закрыты каменными пробками и ранее явно имели такелажное назначение, то есть служили для того, чтобы аккуратно поместить тяжелую плиту на ее место.

13— Картина неровной трапециевидной шахты с каменной лестницей

Обследуя плиту, Рус заметил, что стены храма уходят ниже уровня пола, а это с большой вероятностью указывало на то, что внизу имеется еще одна постройка. Вскоре после того, как плиту подняли, археологи обнаружили под ней начало туннеля и несколько ступенек каменной лестницы, которая вела вниз на непонятную глубину. Рус понял, что не ошибся в выборе места исследований.
Туннель оказался довольно плотно забит большими камнями, щебенкой и землей.
Видимо после того, как гробница была запечатана, лестницу засыпали обломками камней.

Туннель опускался с вершины пирамиды к ее основанию, на то, чтобы достичь конца туннеля, потребовалось целых четыре полевых сезона по 2-3 месяца археологических работ. За все это время было расчищено два пролета лестницы с 66 ступеньками.

14— Расположение саркофага в Храме Надписей

15— Рус с коллегами возле саркофага в Храме надписей

16— В саркофаге нашли скелет с нефритовыми украшениями

Выдержки из дневника Мексиканского археолога А. Рус Луилье:
«В самом начале нашли тайник с ритуальными приношениями в виде двух нефритовых колец, служивших у древних майя украшениями для ушей. Другое приношение лежало у подножия лестницы, в специальном каменном ящичке: ожерелья из нефритовых бус, большие раковины, наполненные красной краской, глиняные вазы».

«Дальше путь был закрыт поперечной каменной стеной.

«Надежная «дверь» – гигантский треугольный камень весом более тонны.
У входа в камеру лежали плохо сохранившиеся скелеты пяти юношей и одной девушки».
«15 июня 1952 года рабочие сдвинули плиту, которая загораживала проход в погребальную камеру. Гробница напоминала заброшенный храм. По ее стенам находились скульптурные фигуры из алебастра.

Потом мой взор упал на пол. Его почти полностью закрывала огромная, прекрасно сохранившаяся каменная плита с рельефными изображениями. На стенах были изображены девять персонажей, условно названных «владыками ночи».
Погребальная камера, в которую попал Рус, представляла собой прямоугольное помещение с наклонными сводами с размерами 7 метров в длину, 3,75 метра в ширину и 6,50 метра

17—Гробница Пакаля в Паленке

«Посреди усыпальницы находился выполненный из единого каменного блока саркофаг, размеры которого составляют 3 х 2,10 х 1,10 метра. Он был установлен на шести небольших ножках. Вся поверхность саркофага была покрыта рельефными текстами и росписями. Крышка саркофага, также покрытая росписями, представляла собой каменную плиту весом около пяти тонн и имела размеры 3,80 х 2,20 х 0,25 метра».

В 1952 году археолог А. Рус Луилье обнаружил в «Храме надписей» каменный саркофаг. Это первый подобный саркофаг, найденный на территории майя. Открытие саркофага подтвердило, что майя строили пирамиды не только как основания для храмов, но и размещали внутри царские гробницы.
«С помощью веревок, продетых сквозь отверстия, подняли странную каменную крышку. Под ней, на дне глубокой каменной чаши, окрашенной изнутри в красный цвет, лежали останки. Хотя кости почти истлели погребенный производил впечатление крепкого, довольно рослого 174 сантиметров мужчины лет сорока-пятидесяти. Его зубы, окрашенные в красный цвет, хорошо сохранились. Они не были инкрустированы или подпилены, что довольно необычно для взрослого мужчины майя, занимающего высокое положение».

18—Погребальная маска Пакаля

19—Реконструкция с маски-смерти-Пакаля-Великого

Внутри саркофага А. Рус обнаружил кости человеческого скелета и нефритовые украшения. При погребении на лицо умершего положили маску с мозаикой из нефритовых пластин и раковин на деревянной основе. Ученые смогли реконструировать маску, которая, видимо, служила точным портретом умершего.

«Этот знатный человек не имел золотых украшений. Но рядом находилось множество предметов из нефрита.
На черепе сохранились остатки погребальной маски, тоже сделанной из мельчайших кусочков нефрита. Глаза маски были из раковин, а зрачки – из кусочков обсидиана».

После предварительных исследований учёные археологи предположили, что в саркофаге погребен правитель Баакульского царства майя К’инич Ханааб Пакаля I или Пакаль Великий.
Эта находка стала одним из крупнейших археологических открытий двадцатого века.

20—Гробницу Пакаля венчала крупная каменная плита

21— Крышка саркофага

22—Изображение на крышке саркофага в Храме Надписей

Не менее, чем останки великого человека и сам саркофаг. Огромную ценность приобрела покрывавшая саркофаг каменная плита с искусными изображениями.
Но найти эту плиту, как выяснилось, оказалось гораздо легче, нежели понять, что именно на ней изображено.
Надгробная плита Пакаля была выполнена с исключительной аккуратностью и поразительно анатомически совпадала с реальными останками вождя Майя вплоть до генетического дефекта пальцев его ноги.

Сам А. Рус объяснял резную композицию как символическое изображение человека, которому суждено вернуться в лоно земли, и маиса – основную пищу человека и символ жизни.
Однако самые смелые толкователи изображения увидели в юноше «космонавта», орудующего непонятными приборами и нажимающего на педаль, а сама плита – это космический корабль, на котором перемещаются загадочный человек.
Центральное место в Паленке занимает большой Дворец с многоэтажным сооружением, напоминающим какую-нибудь европейскую колокольню или азиатскую пагоду.

23— Андрей Скляров (1961- 2016) — ученый, уникальный талантливый исследователь, физик, писатель, режиссер.

24—- Ступени Дворца.

25—- Внимание привлекли плиты

26—- Внимание привлекли плиты

На северной стороне, фундамент Дворца подпирают плиты, на которые обратил внимание Андрей Скляров. И действительно, смотрятся как некий инородный комплекс, не вписывающийся в общую концепцию строителей. Вполне возможно, что создатели дворца нашли эти плиты, неизвестно кем изготовленные, и использовали их по своему усмотрению.

27—- Дворец-в-Паленке

28— Дворец-в-Паленке

29— Башня, могла служить обсерваторией

Здание дворца высотой 40 м расположено на пирамидальной основе длиной 100 и шириной 500 м. Дворец считается резиденцией правителя-верховного жреца и представляет собой комплекс комнат, каменных галерей и двориков, увенчанный квадратной башней в 4 этажа.
Башня, по мнению археологов, могла служить также обсерваторией. На одной из лестниц башни был высечен иероглиф, обозначающий планету Венера, – символ астрономических наблюдений и священную планету в космологии майя.

При раскопках во Дворце археологи обнаружили паровую баню, соединенную с системой отвода воды. Здание Дворца и все другие строения были богато украшены скульптурным декором и настенными росписями.

30— Мерл Грин Робертсон на переднем плане в 1986 году в Паленке, во время конференции.

В 1975 году археологи из США Дэвид Келли и Мерл Грин Робертсон, объявили, что в гробнице Храма Надписей был похоронен ветхий старик в возрасте свыше 80 лет. Его имя – Пакаль от слова «щит» на языке майя, поскольку знак щита встречается иногда в надписях на саркофаге, а правил он с 615 по 683 год нашей эры. В результате их переводу надписей на саркофаге получается, что Пакаль получил власть благодаря женитьбе в двенадцать лет на своей матери царице Баакульского царства, а затем и на сестре

31— Скульптурное изображение Пакаля в юности

Сам автор открытия – Рус утверждал, что погребенный в Храме Надписей был одним из наиболее выдающихся правителей Паленке во второй половине VII века нашей эры.
Повторное изучение скелета правителя мексиканскими антропологами подтвердило, что погребенный был рослым и крепким мужчиной без каких-либо следов, патологических врожденных дефектов. Умер он, по заключению антропологов, в возрасте около 40 лет, что совпадало с тем вариантом прочтения иероглифов на саркофаге, который был сделан Русом.

Эта дискуссия длилась не долго, а на смену ей пришли другие версии.
Кто-то из учёных обронил что покойный, отличался необычно крупным для индейцев ростом — 173 см. Этого факта, да еще нескольких вскользь оброненных ученым фраз о том, что покойник мог быть «не майяского происхождения» хватило что бы дискуссия пошла в совершенно другом направлении.

Так итальянец Пинотти, некоторые японские и российские исследователи высказали предположение о том, что, если на плите изображен реальный человек, то и окружают его не мистические символы, а реальные предметы. Версия привела к заключению, что на плите изображен детальный чертеж космического корабля в разрезе, а в его нижней части даже видна струя реактивных газов.

32—- Ракета Пакаля

33—-В компьютере, преобразовал плоское изображение в объемное и получил кабину космического корабля.

Американский авиаконструктор Джон Сэндерсон заложил репродукцию рисунка на плите в компьютер, преобразовал плоское изображение в объемное и получил кабину космического корабля с приборным пультом и двигательной установкой.
Первооткрыватель гробницы Альберто Рус так объяснил изображение на саркофаге: «Юноша, сидящий олицетворяет собой человека. С идеей ежегодного прорастания, или «воскресения» маиса. У майя идея «воскресения» маиса была тесно связана и идея собственного воскресения человека»

34—- Фантаст Александр Казанцев

В 1968 году известный советский писатель-фантаст Александр Казанцев изложил на страницах журнала «Техника — молодежи» куда более экстравагантную гипотезу. По его мнению, в Паленке похоронен… инопланетянин. Рисунок на крышке саркофага напоминает изображение космонавта, пилотирующего космический корабль. Погребальная маска и скульптуры, обнаруженные рядом с саркофагом, запечатлели людей странной внешности — переносица у них начинается выше бровей.

35—- Писатель и режиссер Эрих фон Дэникен

Эту гипотезу подхватил в 1968 году, писатель и режиссер Эрих фон Дэникен, большой поклонник теорий палеоконтактов. Он тоже заметил, что человек на барельефе очень похож на космонавта в момент старта космического корабля.
Поза, в которой древний художник запечатлел хозяина саркофага, и на самом деле является оптимальной при стартовых перегрузках. Голова «космонавта» закрыта чем-то наподобие шлема, руки его лежат на панели, похожей на пульт управления, а тело опутано линиями, напоминающими провода и шланги.

36—- Надгробная плита

Кроме этого легко можно заметить, что своим внешним видом и немногочисленной одеждой этот человек не похож на других майя, во множестве изображенных на стенах Храма Надписей. Вызывает интерес и то, что сидит «космонавт Паленке» на сложном кресле из множества деталей, а за его спиной изображено некое устройство, из которого вырываются языки пламени.

Так писал Эрих фон Дэникен в нашумевшем бестселлере «Воспоминания о будущем», опубликованном в 1971 году. В Союзе перепечатки из книги фон Дэникена «пришельца из Паленке» помещались во многих изданиях: «В 1953 году в Паленке найден каменный рельеф, изображающий, по всей вероятности, бога Кукуматца в Юкатане он назывался Кукулькан.

Мы видим на нем человека, сидящего, наклонившись вперед, в позе жокея любой нынешний ребенок узнает ракету. Она заострена спереди, снабжена странно изогнутыми выступами, похожими на всасывающие дюзы, а потом расширяется и заканчивается языками пламени. Человек, подавшись вперед, обеими руками орудует со множеством непонятных контрольных приборов, а левой пяткой нажимает какую-то педаль.

37—- Цветная прорисовка изображений на крышке саркофага

Активна не только поза у столь отчетливо изображенного космонавта: перед самым лицом у него висит какой-то прибор, и он следит за ним пристально и внимательно»
Паленке считается одним из главных доказательств палеовизита.
На крышке саркофага, по мнению Эриха фон Дэникена, изображен астронавт в летящем аппарате.
Возможно, в данном случае мы видим внутреннюю начинку летательного аппарата, с которого «лепили» знаменитые золотые колумбийские самолетики.

Российский ученый В. Зайцев считает: «На рисунке несомненно изображен космонавт, пилотирующий реактивный аппарат для индивидуальных полетов. Аппарат показан в pазpезе, а в его нижней части отчетливо видна струя реактивных газов».

Другие учёные имели на это своё иное мнение
Посмотрев на некоторые изображения и предметы, можно предположить с большой долей вероятности, что это Пакаль Великий. Сейчас мы почти уже уверены в этом». Так сказал о барельефе один из главных исследователей захоронения, археолог Арнольдо Гонсалес. История монарха Пакаля необычна, прежде всего, тем, что он находился при власти 68 лет.

Надписи на стенах погребальной камеры говорили о том, что тело принадлежит правителю К’иньича Джанааба Пакалю или, как мы его сейчас называем, Пакалу Великому. Гробница, возрастом 1300 лет, найденная в Храме Надписей, раскрыла тайну погребения самого могущественного правителя майя.
Биографию Пакаля удалось восстановить на основе текстов — из Храма Надписей и выстроенного им дворца.

38—Верхняя- Мировое дерево в виде креста. Рельеф из Храма Креста в Паленке
Нижняя-родители Пакаля Кан Мо Хиш и Иш Сак Кук. Изображение на стенке саркофага.

Сведения о личной жизни в интерпретации Робертсон-Келли оказались недостоверными. Пакаль в двенадцать лет не женился на матери — он был обязан ей троном. Воцарению предшествовали драматические события. На рубеже VI–VII веков. Баакульское (Бакальское) царство, столицей которого был город Паленке (Лакамха на языке древних майя) в борьбе за сферы влияния столкнулось с могущественным Канульским (Канальским) царством, правитель которого носил титул калоомте — «царь царей».

В апреле 599 года полководец Канальского царя захватил и разорил Паленке и сбросил богов — покровителей царской династии. В 603 году союзники Каналя из Шукальнаха и Йокиба (Пьедрас-Неграс) одержали крупную военную победу. Примерно в это время трон Паленке перешел к Ах-Неоль-Мату (Ахен-Йоль-Мату). В 611 году армия царя Каналя вновь разоряет Паленке. Правитель попадает в плен и погибает. Баакульским владыкой становится Це-Мат-Муван (Муваан Мат). Иероглифические тексты характеризуют его правление крайне негативно.

Муван-Мат правил недолго. Царевна Иш Сак Кук, не признавшая чужеземную власть, выдвинула претендентом на престол своего малолетнего сына. Сторонники царевны победили. Двенадцатилетний Пакаль стал Баакульским владыкой. В 626 году молодой Пакаль женился на царевне Иш Цакбу Ахав. Супруга не была его сестрой, а происходила из царства Хуштекух. В 640 году мать-соправительница умерла. Почти сорокалетний Пакаль обрёл самостоятельность.

39—-Паленке – город майя,

Он продолжил борьбу за раздел сфер. Успех отметил грандиозной стройкой: в 647 году был освящен заупокойный храм родителей царя — «Забытый Храм», в 654 году. Началось сооружение дворцового комплекса. И тут в события вмешался царь Каналя В 659 год против Баакуля выступила мощная коалиция. Пакаль в этой битве одержал блестящую победу. Уже в зрелом возрасте Пакаль решил позаботиться о вечном. В конце 70-х годов он начал строить свою усыпальницу — Болон Йет Наах, «Чертог Девяти Свершений» — тот самый знаменитый сейчас Храм Надписей.

Погребение состоялось в августе 683 года. Кинич Ханааб Пакаль прожил 80 лет, из них 68 — был правителем. Казалось бы, вопросы — позади. В саркофаге погребен правитель майя — не пришелец.

Первая загадка — возраст. Надписи говорили одно, данные антропологической экспертизы — другое. Это служило одним из решающих доводов против дешифровки Робертсон-Келли. Повторная экспертиза, проведенная в 70-х годах., показала тот же возраст 40 лет. Лишь в 2003 году, используя новейшие методы исследования костей, удалось вроде как подтвердить преклонный возраст царя. Но остаётся высокий для майя рост. Другой тип лица. Происхождение Пакаля также до конца не ясно. Отец Пакаля Кан Мо Хиш не имел прав на престол, так как был не принцем Баакуля, а «владыкой Чох». Страна Чох до сих пор не найдена.

40—Храм Солнца.

Можно пофантазировать, представить, что она находилась вне области майя. Но не от отца ли, кстати, царю досталась экзотическая внешность: лицо с переносицей выше бровей. Пакаль обладал художественным вкусом, архитектурным талантом.
Перестроенный по его проекту дворец красивей и комфортней подобных построек в других городах. Он прожил необычно долгую для людей древности жизнь, стал одним из величайших и знаменитейших правителей майя. Ему посвящено множество надписей, в которых деяния Пакаля сравниваются с подвигами первопредков-богов.

При Пакале Великом город-государство Паленке достигло невероятного могущества, увеличилось в размерах и обзавелось множеством грандиозных культовых построек, часть которых сохранилась до наших дней. Летописи майя гласят, что Пакал Великий умер в невероятном для индейцев тех времен возрасте 80 лет, что стало очередным доказательством его божественного происхождения.

41—«Храм Креста» в Паленке

А вот каким увидели изображение на саркофаге профессиональные учёные-майянисты. Не слишком похожим на космический корабль.
«В нижней части мы видим страшную маску, одним своим видом напоминающую уже о разрушении и смерти: лишенные тканей и мышц челюсти и нос, большие клыки, огромные пустые глазницы. Это — не что иное, как стилизованное изображение божества Земли. Его голову увенчивают четыре предмета, два из которых служат у майя символами смерти.

А другие, напротив, ассоциируются с рождением и жизнью (зерно маиса и цветок или маисовый початок). На маске чудовища сидит, слегка откинувшись назад, красивый юноша в богатой одежде и с драгоценными украшениями. Тело юноши обвивают побеги фантастического растения, выходящие из пасти чудовища. Он пристально глядит вверх, на странный крестообразный предмет, олицетворявший собой у древних майя «древо жизни» — стилизованное растение-маис. На перекладине «креста» причудливо извивается гибкое тело змеи с двумя головами. Из пасти этих голов выглядывают какие-то маленькие и смешные человечки в масках бога дождя.

На верхушке «креста»-маиса сидит священная птица кецаль. Птица тоже облечена в маску бога дождя, а чуть ниже ее видны знаки, символизирующие воду и два небольших щита с личиной бога солнца»

42—Паленке

Известный российский майянист В. И. Гуляев в посвященной спекуляциям вокруг саркофага из Паленке работе «Царская гробница в Паленке: легенды и факты» подробно разбирает этот казус. Он поясняет, что на плиту нужно смотреть продольно.

Иначе в результате многие детали композиции предстают перед зрителем в неестественном виде: вниз головой или боком. «Если смотреть на рельеф саркофага правильно, — утверждает ученый, — то мы увидим, что изображенный там юноша сидит, заметно откинувшись назад, на спину и смотрит вверх — на крестообразный предмет. Тело, руки и ноги юноши обнажены, хотя и украшены браслетами и бусами из нефритовых пластинок»

43—Северная группа и загадочные каменные блоки

44—Пакаль в зрелом возрасте. Рельеф из Храма ХХI

Завершая разбор по поводу гробницы в «Храме Надписей» подчеркнём.
«Между предполагаемым пришельцем из космоса и Пакалем существуют только количественные различия. И та и другая точки зрения всецело являются продуктами фантазии. Только подлинно научные открытия и факты способны выдержать беспощадную проверку временем.

Именно на этой основе заложен фундамент и возведено грандиозное здание современной науки, в котором по праву заняла свое место археология.

И среди тех, кто оставил после себя заметный след в истории американской археологии, находится, безусловно, и выдающийся мексиканский ученый Альберто Рус Луилье. Его богатое научное наследие — многочисленные книги и статьи, раскопанные скульптуры и реставрированные храмы — еще долго будет служить людям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *