6 мая 1937 года дирижабль «Гинденбург» постигла авиационная катастрофа. На авиабазе Лейкхерст в городе Манчестер Тауншип Нью-Джерси, США. При совершении посадки дирижабль внезапно загорелся, рухнул на землю и сгорел. На сегодняшний день тайна трагедии так до конца и не раскрыта.
1—-Граф Фердинанд Адольф Генрих Август фон Цеппелин родился 8 июля 1838 Констанц скончался 8 марта 1917 года, Берлин немецкий изобретатель и военный деятель, конструктор многочисленных дирижаблей.
2 июля 1900- года Граф Фердинанд фон Цеппелин поднял в воздух свой первый дирижабль.
2—-Первый летательный аппарат фон Цеппелина — LZ-1.
В годы Первой Мировой войны около сотни летательных машин Цеппелина сбрасывали бомбы на Париж и Лондон. Между дирижаблями и первыми самолётами началась напряженная конкурентная борьба.
Когда дирижабли начали возить пассажиров, основной проблемой стала безопасность летательных аппаратов. Заменой водороду мог стать негорючий гелий, но Германия не могла получить большое количество этого газа.
Гелий в промышленных масштабах на тот момент производили только Соединенные Штаты. Но они в 1925 году запретили его экспорт. Это был стратегический продукт, которым американцы заправляли свои военные аэростаты и делиться запасами не хотели.
Немецким дирижаблям пришлось и дальше летать на водороде.
3—-Дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин»
В 1931 году дирижабль «Граф Цеппелин LZ-127» совершил несколько полетов из Германии в Южную Америку. Газеты рукоплескали: воздушное судно длиной 236 метров, пересекло океан за два с половиной дня, вдвое быстрее морского лайнера.
Дирижабли были самым быстрым видом транспорта для пересечения Атлантики.
Конечно Дирижабли не шли ни в какое сравнение по уровню комфорта с океанскими лайнерами. Меню на борту океанских лайнеров было более разнообразным, чем на цеппелинах. Размеры кладовых позволяли возить достаточное количество продуктов.
Американцам были непривычны континентальные завтраки: хлеб, масло, джем, сыр, ветчина, салями, сосиски.
Дирижабли в 30-е годы существенно превосходили и самолеты по вместимости и дальности полёта. Конечно, их скорость была меньше, чем у «металлических птиц», но пребывание на борту дирижаблей было гораздо более комфортабельным.
Разница между дирижаблями и самолётами так же была очевидна. Дирижабль «Граф Цеппелин» во время кругосветного путешествия в 1929 году преодолел участок почти в 12 000 км от Фридрихсхафен до Токио за 101 час 49 минут.
4—-Handley Page H.P.42 — британский 38-местный пассажирский самолёт конца 1920-х годов. Несмотря на интенсивную эксплуатацию восьми построенных машин в 1931—1939 годы, с ними не произошло ни одного серьёзного лётного происшествия; одна машина сгорела в ангаре в 1937 году, а семь оставшихся погибли в первый год Второй мировой войны.
В свою очередь, флагман британской авиакомпании Imperial Airways, 24-местный пассажирский самолет Handley Page H.P.42, мог пролететь без дозаправки только 800 километров. На полеты дальностью до 1500 км был рассчитан самолёт «Максим Горький»
5—- Самолёт-гигант АНТ-20 «Максим Горький»
Он был одним из самых вместительных самолетов того времени АНТ-20 «Максим Горький». Рассчитан на 72 пассажира и 8 членов экипажа.
По продолжительности полета с дирижаблями в середине 30-х годов мог конкурировать только цельнометаллический низкоплан АНТ-25 — его строили в СССР специально для установления рекорда дальности. Свою задачу самолет выполнил — в июне 1937 года экипаж под командованием Валерия Чкалова совершил перелеты из Москвы в Ванкувер через Северный полюс.
Но ни о каких коммерческих перевозках на АНТ-25 не могло быть и речи — на борту были предусмотрены только места для экипажа с минимальным уровнем комфорта.
В первой трети XX века Германия была абсолютным лидером дирижаблестрое¬ния.
6—- Строительство LZ 129 «Hindenburg»
7—- Строительство дирижабля LZ 129. Германия, 1935 год
Дирижабль LZ 129 «Гинденбург»
Дирижабль LZ 129 «Гинденбург» был построен в 1931—1936 годах. На момент постройки являлся крупнейшим воздушным судном: длина 245 метров, диаметр 41,2 метра, объём водорода в баллонах 200 000 м³. Строительство LZ 129 «Гинденбург» было начато в 1931 году и заняло около 5 лет.
Причиной большого размера LZ 129 было запланированное использование в качестве несущего газа гелия, который должен был заменить использовавшийся ранее легковоспламеняемый водород.
8—- Строительство дирижабля LZ 129. Германия, 1935 год
Будучи наполненным гелием «Гинденбург» становился почти неуязвимым. Даже в случае прямого попадания взорвалось бы максимум 2 баллона с газом из 15. При этом, по расчетам конструкторов, «Гинденбург» мог находиться в воздухе даже при 6-7 пробитых баллонах.
Однако расчеты так и остались расчетами, потому что в дело вмешалась политика. В то время единственное месторождение природного гелия располагалось на территории штата Техас. В свою очередь американцы наотрез отказались продавать гелий
9—- Строительство дирижабля LZ 129. Германия, 1935 год
Строительство исходно планировавшегося в качестве преемника популярного LZ 127 «Граф Цеппелин» водородного цеппелина LZ 128 не было завершено после катастрофы британского дирижабля R101, при которой 48 из 54 человек, находившихся на борту, погибли из-за воспламенения вытекшего водорода.
10— Обломки R101
5 октября 1930 года британский жёсткий дирижабль R101, выполняя свой первый межконтинентальный перелёт, разбился в северной Франции в окрестностях города Бове. Точная причина воспламенения осталась неустановленной.
Гибель R101 поставила крест на британском дирижаблестроении, ознаменовав прекращение попыток Великобритании по созданию воздушных аппаратов легче воздуха.
11—Конструктор дирижабля LZ 129 Хуго Эккенер
Хуго Эккенер, который был партнером графа Цеппелина и отцом первой в мире авиакомпании, сумел убедить Гитлера, что строительство и эксплуатация невиданных до этого времени по мощи и размерам дирижаблей сможет поднять престиж Третьего рейха.
12— Дирижабль Гинденбург. 1936 год
LZ 129 «Гинденбург» жёсткий дирижабль, Своё название воздушный корабль получил в честь рейхспрезидента Веймарской республики Пауля фон Гинденбурга.
Был оснащён четырьмя дизельными двигателями «Daimler-Benz» эксплуатационной мощностью 800—900 л. с. и максимальной мощностью 1200 л. с. каждый.
Для работы двигателей использовалось 60 тонн топлива в баках ёмкостью до 2500 литров. «Гинденбург» развивал скорость до 135 км/ч и мог поднять в воздух до 100 тонн полезной нагрузки и 50 пассажиров.
13— Ресторан с кухней
14— Две прогулочные галереи
15— Две прогулочные галереи
В корпусе дирижабля имелся ресторан с кухней, на палубе А были оборудованы две прогулочные галереи с наклонными окнами. Ввиду ограничений по весу, вместо ванн предлагался душ, и все, что можно, было сделано из алюминия.
В отличие от ряда других немецких дирижаблей, пассажирские каюты «Гин¬ден¬бурга» находились не в гондоле, а в нижней части основного корпуса. Каждая каюта была площадью три квадратных метра и оснащена двумя крова¬тями, пластиковым умывальником, небольшим встроенным шкафчиком и от¬кидным столиком. Окон и туалетов не было.
16—Пассажирские каюты «Гин¬ден¬бурга» в нижней части основного корпуса.
Перед посадкой пассажиры и члены экипажа были обязаны сдавать спички, зажигалки и прочие устройства, способные вызвать искру.
Зимой 1936-37 пассажирские купе увеличили вместимость с 50 до 72 пассажиров
«Гинденбург» впервые поднялся 4 марта 1936 года.
Главный конструктор дирижаблей и, шеф-пилот Хуго Эккенер поднял LZ-129 в воздух. Полет прошел по маршруту над озером Бодензее и окрестностям Фридрихсхафена и длился около трех часов. После серии испытаний LZ 129 получил сертификат летной годности.
17— Пассажирская каюта. 1936 год
До 23 марта он выполнил ещё 5 пробных полётов, а 26—29 марта совершил свой первый рекламный полёт с 59 пассажирами на борту.
Свой первый коммерческий рейс с 37 пассажирами «Гинденбург» совершил в Южную Америку. В мае 1936 года «Гинденбург» начал использоваться для регулярного пассажирского сообщения через Атлантику. В июне и июле он совершил 4 дальних рейса.
18—Месса на борту дирижабля.
1 августа 1936 года во время берлинской Олим-пиады перед полетом «Гинденбурга» католический миссионер Пауль Шульте лично просил папского одобрения на служение первой в мире «воздушной мес¬сы» и, получив его, провел службу. Он совершил полет над олимпий¬ским стадионом на высоте 250 метров. Дирижабль с олимпийскими кольцами на борту кружил над городом около часа.
14 сентября 1936 года «Гинденбург» предпринял однодневный рейс в Нюрнберг, затем — на восточное побережье США. До декабря дирижабль совершил ещё 3 полёта в Рио-де-Жанейро и Ресифи.
19—Обеденная зона
К концу года «Гинденбург» выполнил 10 коммерческих рейсов в Лейкхерст США. Дирижабль был популярным средством пересечения Атлантики — почти все его рейсы были полностью раскуплены.
В общей сложности дирижабль совершил 63 полета.
Хронология катастрофы
20— Дирижабль Гинденбург.
21— Гинденбург над Берлином.
В свой последний полёт «Гинденбург» отправился вечером 3 мая 1937 года. На его борту было 97 человек 61 член экипажа и 36 пассажиров, цена билетов для которых равнялась приблизительно 400 $. В багажных отделениях было около 17 609 почтовых отправлений, 148 килограммов груза и 879 килограммов багажа. В гондоле управлял кораблём 46-летний капитан Макс Прусс ветеран Первой мировой войны.
22— Управлял кораблём 46-летний капитан Макс Прусс
Вылетев из Германии в 20:15 и преодолев Атлантический океан, 6 мая 1937 года «Гинденбург» показался над Манхэттеном. Желая угодить пассажирам и продемонстрировать американцам дирижабль, капитан Прусс провёл дирижабль настолько близко к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинга, что пассажиры и посетители площадки могли помахать друг другу.
23— Гинденбург над Нью-Йорком
Покружив над городом, дирижабль направился для выполнения посадки на главной воздухоплавательной базе военно-морских сил США авиабаза Лейкхерст. Где он должен был совершить посадку, и к 16:00 прибыл к ней. Однако с запада к посадочному полю приближался обширный грозовой фронт, и начальник базы Чарльз Э. Розендал рекомендовал капитану Пруссу временно не выполнять посадку.
24— Пассажиры «Гинденбурга» и посетители площадки Эмпайр-стейт-билдинга, могли помахать друг другу рукой.
Некоторое время дирижабль двигался вдоль побережья, ожидая разрешения на посадку, в то время как грозовой фронт плавно уходил на север. В 18:12 «Гинденбург» получил радиограмму из Лейкхерста с сообщением о том, что погодные условия допускают посадку и снова взял курс на базу.
25— Гинденбург прибывает на авиабазу Лейкхерст.
В 19:08 он получил ещё одно сообщение из Лейкхерста с рекомендацией провести посадку как можно скорее.
Продолжительность: 1 минута и 21
В 19:11 дирижабль снизился до 180 метров. В 19:20 дирижабль уравновесили, после чего с его носа сбросили оба причальных каната.
Но внезапно в 19:25 в районе хвостовой части, перед вертикальным стабилизатором над 4-м и 5-м газовыми отсеками, произошло возгорание. В течение 15 секунд огонь распространился на 20-30 метров в сторону носовой части дирижабля, после чего прозвучал первый взрыв. Через 34 секунды после возгорания «Гинденбург» рухнул на землю рядом со швартовочной мачтой и разрушился.
26— Но внезапно в районе хвостовой части, произошло возгорание.
Часть экипажа во главе с капитаном Максом Пруссом была прижата к земле пылающими обломками горящего корпуса. Сильно обожжённым, им все же удалось выбраться из-под обломков, но 6 из них умерли на следующий день от ожогов и полученных при падении травм. Эту же участь разделили 3 пассажира и гражданский сотрудник на земле.
27— Горящий Гинденбург
Аэродромная команда при виде пылающего дирижабля в ужасе разбежалась, но по приказу офицеров вернулась на места и принялась спасать людей из огня. Солдаты голыми руками разбрасывали раскаленный металл, многие получили серьезные ожоги, один погиб.
28— Каркас Гинденбурга, охваченный огнем. 6 мая 1937 года
Офицеры «Гинденбурга» покинули дирижабль среди последних. Капитан Прусс, несмотря на тяжелейшие ожоги лица и горевшую на нем форму, вытаскивал людей из-под обломков.
29— Каркас Гинденбурга, охваченный огнем. 6 мая 1937 года
У Прусса обгорело лицо, и только через несколько месяцев, после серии пластических операций, Прусс выписался из больницы.
Всего в катастрофе выжило 62 человека.
Мемориал на месте катастрофы Памятная плита мемориала
В катастрофе «Гинденбурга» погибли 36 человек — 13 пассажиров, 22 члена экипажа и 1 сотрудник наземной службы. Многие из них погибли в огне или задохнулись угарным газом, а некоторые успели выпрыгнуть из горящего дирижабля, но разбились насмерть.
30— Памятная плита мемориала
31— Мемориал на месте катастрофы
Непосредственно жертвами катастрофы стали 10 пассажиров и 16 членов экипажа
Выводы комиссии и гипотезы
Согласно официальному отчёту немецкой следственной комиссии, расследовавшей причины катастрофы, в хвостовой части корпуса мог произойти, обрыв одной из стальных проволочных расчалок, проходивших в виде сети по внутренней части каркаса и служивших для передачи на каркас давления газовых баллонов.
В результате разрыва был повреждён 4-й или 5-й внутренний газовый баллон, заполненный водородом, что вызвало утечку газа и образование в пространстве между баллонами и наружной оболочкой взрывоопасной смеси с атмосферным воздухом.
32— Обломки Гинденбурга
После сбрасывания посадочных канатов оболочка дирижабля из-за худшей электропроводности её материала была заземлена хуже, чем его корпус. Это привело к возникновению разности потенциалов между частями наружной оболочки и каркасом. В условиях повышенной влажности участков оболочки, вызванной предшествовавшим аварии проходом дирижабля через грозовой фронт, эта разница потенциалов вызвала искру, воспламенившую образовавшуюся воздухо-водородную смесь. К сходным выводам пришли и американские эксперты.
Таким образом по официальной версии, причиной стала утечка водорода с последующим его возгоранием, вызванная разрывом водородного баллона во время приземления дирижабля.
33— Обломки дирижабля Гинденбург
В тот день радиоведущий Герберт Моррисон. Вёл с авиабазы репортаж о посадке дирижабля «Гинденбург» он и сообщил в прямом эфире радиослушателям о трагедии.
Катастрофа «Гинденбурга» стала началом конца эры дирижаблей и заставила страны отказаться от использования водорода в дирижаблях.
Немецкое правительство запретило пассажирские перевозки на воздушных судах и заграничные полёты с любыми целями. Разрешалась только перевозка почты и посещение авиашоу.
34— Обломки Гинденбурга
18 июня 1937 года LZ 127 «Граф Цеппелин» был переведён во Франкфурт, где был размещён в качестве огромного музейного экспоната на выставке, посвящённой графу фон Цеппелину и его работам
6 мая 1940 года, оба дирижабля были отданы на слом.
Эпоха дирижаблей закончилась. В борьбе за небо они проиграли винтокрылым летательным аппаратам тяжелее воздуха— самолётам.
Но на этом история с гибелью дирижабля не закончилась.
Поступило большое количество конспирологических версий происшедшего.
конспирология — объяснение событий или ситуаций как последствий заговора могущественных групп.
35— Каркас «Гинденбурга» на месте крушения
Согласно версии, впервые выдвинутой американским историком-любителем Адольфом Хёлингом «Гинденбург» был уничтожен взрывом мины с часовым механизмом. Эта мина была установлена техником Эрихом Шпелем на дне баллона № 4.
Взрыв должен был произойти после причаливания, когда все пассажиры и экипаж должны были покинуть дирижабль. Но так как «Гинденбург» сделал «лишний» круг, часовой механизм сработал до их высадки. Сам же Шпель выпрыгнул из горящего дирижабля, но вскоре скончался в госпитале от полученных ожогов.
Один из членов команды заявил, что видел вспышку возможного взрывного устройства рядом с четвертым баллонетом. Разбирая обломки, агенты ФБР обнаружили рядом с местом предполагаемого взрыва подозрительную субстанцию, напоминавшую серу. В Германии обвиняли в диверсии американцев.
По ещё одной из версий подозревали в происшедшем немцев-антифашистов. В диверсии обвиняли акробата Шпе. Утверждали, что он подложил бомбу, когда кормил свою собаку, сидевшую в клетке в багажном отсеке.
Агенты ФБР не нашли никаких доказательств этой версии. Гестапо копало в направлении техника Эриха Шпеля. Он был одним из немногих, кто реально имел доступ к баллонетам, но главным «доказательством» вины являлась подруга Шпеля, активная коммунистка. Сам Эрих умер в больнице от ожогов, а подозрительная субстанция оказалась остатками пены из огнетушителей. Версия с диверсией рассыпалась.
Генеральный конструктор дирижаблей Хуго Эккенер после получения известия о катастрофе назвал ее причиной диверсию.
Группа ученых из Юго-Западного исследовательского института из города Сан-Антонио, находящегося в штате Техас, пришла к выводу, что возгорание на борту «Гинденбурга» произошло по вине статического электричества, которое возникло в результате воздействия между грозой и наружной оболочкой дирижабля и его каркасом. В это же время по неизвестной причине на борту дирижабля произошла утечка газа, скорее всего, из-за повреждения одного из баллонов с водородом.
После этого газ проник в вентиляционные шахты.
Во время заземления посадочных канатов дирижабля по причине разности потенциалов между каркасом и частями наружной оболочки возникла искра, и воздухо-водородная смесь на борту «Гинденбурга» воспламенилась. До этого немецкие и американские ученые уже выдвигали версию об утечке водорода, при этом существовали разногласия о том, что же именно могло привести к его воспламенению.
Для того чтобы подтвердить действенность своей теории, американские ученые сконструировали и сожгли некоторое количество моделей мини-дирижаблей чтобы развенчать одну из популярнейших теорий о том, что построенный в Германии супер-дирижабль был уничтожен взрывом бомбы
Расследование катастрофы продолжалось ещё больше года. Всерьез рассматривалась версия теракта якобы организованного судоходной компанией, но каких-либо доказательств и эта версия не получила.