Библиотека Ивана Грозного

Тайна библиотеки царя Ивана Грозного 500 лет не дает покоя историкам, археологам и просто энтузиастам. Книги, которые входят в это уникальное собрание Либерия (именно так называл свою библиотеку сам царь) не имеют цены. В этой статье мы проведём расследование, пытаясь установить существовала ли такая библиотека на самом деле и, если существовала, то куда она могла исчезнуть?

Легенда гласит что коллекцию книг, именуемую как библиотека царя Ивана Грозного. Якобы в качестве приданного привезла в Москву византийская царевна Софья Палеолог. Выданная за великого князя Московии Ивана III в 1472году. Софья Палеолог — бабушка Ивана Грозного. Нашёлся свидетель, который видел библиотеку у Ивана Васильевича. Делал перевод книг на русский язык, и даже частично составил опись. Исчезновение Либереи обычно относят к периоду после 1571 года, когда царь «удалился от мира» в Александровскую слободу.

Начинаем расследование

Часть первая «Библиотека

Библиотека в переводе с греческого «книга» «хранилище». Согласно легенде, Софья Палеолог привезла порядка 800 томов на 30 подводах. Постараемся выяснить, а было ли что привозить, да ещё в таком количестве.

Александрийская библиотека

Одна из первых крупнейших и наиболее значительных библиотек древнего мира. Принято считать, что Александрийскую библиотеку основал в IV веке до нашей эры, человек по имени Деметриос Фалерский. Её создание инициировал царь Египта Птолемей I. Библиотека располагалась в античной Александрии и просуществовала почти тысячу лет Время расцвета — III—II века до нашей эры.

Неизвестно точно, сколько папирусных свитков хранилось в то или иное время, но оценки варьируются от 40 000 до 400 000.
По некоторым свидетельствам в библиотеке содержалось полное собрание сочинений вавилонского жреца Бероса. Кроме этого хранилось полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, знал все тайны Египта. Этот человек знал о Египте всё, поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Если бы библиотеку не уничтожили, то все тайны египетской цивилизации дошли бы до наших дней.

Основной фонд библиотеки прекратил существование в ходе боевых действий римлян под командованием императора Аврелиана в 273 году.

Александрийская библиотека была одной из самых больших и престижных библиотек древнего мира, но далеко не единственной. К концу эллинистического периода почти в каждом городе Восточного Средиземноморья имелась публичная библиотека.

Существует предположение, что большая часть материалов из Александрийской библиотеки не погибла при разграблении, а сохранилась и была перевезена в императорскую библиотеку Константинополя.

Библиотеки древнего Рима

Римское государство, в отличие от древнегреческих правительств, не интересовалось системой образования и накопления книг, первые библиотеки в Риме были частными и появились примерно ко II веку до нашей эры их фонды составлялись из греческих книг, захваченных во время завоеваний. Только на рубеже новой эры императоры стали заботится о библиотеках, финансировать их создание и копирование книг.

Римская литература возникла на рубеже III—II веков до нашей эры. И тогда же в обществе возник интерес к книгам и книжной культуре. В конце Второй Пунической войны в руки римлян попало большое количество карфагенских книг. Таким же образом попали библиотека македонского царя Персея и библиотека Апелликона Теосского, содержащая полное собрание трудов Аристотеля.

В имперский период собирание книг стало модой. Библиотека стала необходимым украшением дома.
Традиция сохранила лишь случайные имена владельцев крупных библиотек. Среди них — Вергилий, библиотека которого была открыта для его друзей. Упоминания о частных библиотеках встречаются в письмах Плиния Младшего, сам он подарил свою библиотеку городу Комо.
Император Август основал библиотеку, в портике Октавии. С помощью книжных богатств Александрийской библиотеки, куда были посланы люди специально для переписки и редактирования книг.

Император Траян основал Ульпиеву библиотеку на форуме Траяна она функционировала ещё в 470-е годы.
Упадок интереса к учёности и библиотекам в Риме наступил в IV веке. Серьёзный урон римским библиотекам нанесли гражданские войны времён поздней Империи и варварские нашествия 410 и 455 годов. В результате уже к VI веку — деятельности Кассиодора — книги в Италии стали редкостью.

После нашествия варваров и окончательного упадка, и крушения Римской империи по всей Западной Европе воцарились мрачные времена.
Хронологически средневековье охватывает период с V до середины XVII веков. Многое изменилось в мире за это время. В V-VI веках на развалинах Римской империи сформировались “варварские” королевства. Единственное, что объединяло разноплеменную Европу – это христианство в его католическом варианте. Возникшее как гонимая религиозная секта в I веке до нашей эры к IV столетию христианство стало официальной религией сначала Римской империи, а потом и множества государств, возникших на ее обломках.

Примат церкви в эпоху средневековья был определяющим в развитии образования, книжной культуры и библиотек. Особенно сильно это влияние было в период раннего средневековья (V-X вв.), когда церковь монополизировала свое право на интеллектуальную деятельность во всех ее проявлениях. В это время монастыри стали главными создателями и хранителями книг

Ватиканская библиотека

Начало собранию Ватиканской библиотеки было положено в IV веке. Библиотека включала в себя кодексы, украшенные миниатюрами, в том числе 32 греческих манускрипта. Первая Ватиканская библиотека была уничтожена нашествием варваров. Затем были вторая и третья, но их постигла такая же участь. И лишь четвёртой удалось выжить и существовать до наших дней.

Основателем современной (четвёртой) Ватиканской библиотеки считается папа Николай V, избранный в марте 1447 года. При его предшественнике папе Евгении IV было обнаружено 350 произведений на латыни, греческом и иврите. Эти рукописи и личное собрание папы Николая V составили основу Ватиканской библиотеки, всего 800 манускриптов на латыни и 353 на греческом.

Папа значительно расширил коллекцию манускриптами из Европы и с Востока, так, например, по его указанию грамматик Альберто Энок д’Асколи отправился на поиски уцелевших собраний из императорской библиотеки Константинополя.

Общественная библиотека была основана 15 июня 1475 года буллой папы Сикста IV, тогда собрание составляло 2527 произведений. В 1481 году коллекция насчитывала уже 3500 манускриптов.

Византия

Византийская империя — название этого прославленного государства традиционно ассоциируется с греческой культурой, хотя возникло оно, как восточная часть Римской империи и первоначально ее официальным языком была латынь, а население называло себя — ромеями, римлянами.
Основателем Византии считается император Римской империи Константин Великий. Он прекратил гонения на христиан и положил основание христианской империи. В 325 году Константин созвал представителей поместных церквей. Это собрание стало первым Вселенским собором с правом формулировать учение, которое затем будет признано всеми поместными церквями.

I Вселенский собор — ключевой этап институционализации христианства как имперской религии.
В 330 году император заложил новую столицу империи на берегу Босфора на месте уже существующего с VII века до нашей эры греческого полиса Византий. Этот город был назван Новый Рим, но вскоре после смерти Константина он стал именоваться как Константинополь перевод с греческого. Город Константина или позднее просто город, Царьград. Причинами, почему Константин решил перенести сюда столицу, были следующими: Удачное географическое расположение. Неспокойная обстановка в самом Риме недовольство знати постоянные распри в борьбе за трон и мятежи черни. Плюс к этому перенаселение самого Рима.

Само государство Византия начало формироваться лишь через 60 лет после его смерти. Расцвет империи пришёлся на правление императора Юстиниана и императрице Феодоре. Византия становится центром культуры, «палладиумом наук и искусств». Императорская чета строит монастыри и храмы, в том числе Константинопольский собор Святой Софии Премудрости Божией. Великое христианское государство, просуществовавшее с 395 по 1453 год.

Византия оказала огромное, фундаментальное влияние на формирование европейской культуры, на просвещение славянских народов. Невозможно забыть, что Православные традиции, какими мы их знаем сейчас, с красотой богослужений, великолепием храмов, гармонией песнопений — все это дар Византии. Но религиозным мироощущением византийская культура не ограничена, хотя вся пропитана христианским духом.

Одной из ее ярких особенностей было преломление всего богатства знаний, накопленных человечеством в античные времена, через призму Христианства. В Византии процветала святость. Достаточно назвать просиявших на заре Византийской империи трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.

Кроме Теологической Школы в Константинополе действовали два Университета и Юридическая Школа. Из стен этих учебных заведений выходили видные философы, писатели, ученые, врачи, астрономы, географы. Значительны открытия и изобретения византийцев в разных прикладных сферах. В империи была широко распространена грамотность. Существовали многочисленные начальные и средние школы причем не только в столице, но и в провинции.

В византийской системе образования огромную роль играло античное литературное наследие. Произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Аристофана, Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и многих других поэтов, философов, историков, а также математиков, астрономов, врачей, агрономов разыскивали, тщательно переписывали, обильно комментировали, им подражали. Популярны были античные астрологии, летописи, героические эпосы.

Такая «терпимость» к языческой литературе создавала благоприятные условия для развития книжного искусства, поощряла начитанность.
Существовала и собственная византийская литература — исторические и риторические сочинения, хроники, послания, сатирические произведения в прозе и стихах.

Из Византии вышли святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, благодаря просветительской деятельности которых славянские народы обрели свой алфавит и письменность, получили переводы Священного Писания и богослужебных книг на родной язык. То есть вся славянская, в том числе — русская, культура с ее всемирно известными литературой и искусством, имеет византийские корни.

В период правления македонцев в Константинополь пришли послы князя Владимира, о чем Повесть временных лет рассказывает так: ««Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах». Сказали же бояре Владимиру князю: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»». Так началась история нового могущественного христианского государства — России, которую впоследствии назовут преемницей Византии или Третьим Римом.

В 1453 году, 5 апреля турки подступили к Константинополю и начали его осаду. Последний византийский император Константин XI Палеолог предпринимал безуспешные попытки собрать войско. Весной 1453 года началась битва за город, 29 мая Константинополь пал, а Константин XI погиб в бою.

30 мая султан Мехмед II победоносно вошел в город. Так закончилось существование первой христианской, некогда могущественной, Византийской империи.

Константинополь императорская библиотека

В Византии императорскую библиотеку основал Константин Великий в первые дни существования этого нового Рима, в 330 г. Ей не было равных по богатству. В дворцовом портике расположилось семь тысяч произведений, и не только христианских. Библиотеки играли важную роль в интеллектуальной жизни Византии. И Одной из самых знаменитых была императорская библиотека. Потомки Константина I Великого продолжали заботы о библиотеке и уже к концу V века она представляла собой значительное собрание, насчитывающее около 120 тысяч книг. Среди книжных редкостей имелись списки поэм Гомера, написанные золотыми буквами на змеиной коже. Для переписывания книг и общего поддержания фондов библиотеки на высоком уровне приглашались ученые. Такое положение вещей соответствовало античной традиции.

В отличие от Западной Европы в Византии, где была сильна монархия, церковь не обладала монополией на образование. Многочисленные светские учебные заведения имели свои библиотеки, так как преподавание было неразрывно связано с книгой. Но из всех этих библиотек выделяется библиотека Константинопольского университета, созданная еще в начале V века.

Славилась Византия и частными книжными собраниями. Личные библиотеки имелись не только у императоров, вельмож и иерархов церкви, но и у ученых, профессоров, учителей. Наиболее богатые книголюбы часто, заказывая книгу переписчику, особо оговаривали элементы ее оформления. Главное внимание уделялось орнаментике и переплету, для изготовления которого использовали слоновую кость, золото, эмаль и драгоценные камни. Эти работы ценились их, отдавали в приданое, когда принцессы выходили замуж в другие европейские страны.

Падение Византии и разгром османами Константинополя в 1453 г. нанесли огромный ущерб книжным собраниям. Только малая их доля была вывезена в Западную Европу, в славянские страны бежавшими из Византии учеными и библиофилами. Византийская книжная культура, традиция оставили след в развитии книги как западноевропейской, так и, особенно, славянской и народов Кавказа.

В области веры

Между Римской и Восточной церквями постепенно нарастали догматические и литургические расхождения прежде всего относительно латинского прибавления к тексту Символа веры слов об исхождении Святого Духа не только от Отца, но «и от Сына». В 843 году при императрице Феодоре произошло окончательное утверждение догмата иконопочитания — создание и поклонение священным изображениям отныне не только разрешалось, но вменялось в обязанность христианин.

С течением времени само устройство государства Византия всё больше отличается от Рима. Императоры отращивают бороды, консулы превращаться в ипатов, а сенаторы — в синклитиков. Не менее болезненным для Византии оказался и полномасштаб¬ный разрыв церковных отношений с Римом в 1054 году, получивший впоследствии название Великая схизма, из-за которого Византия окончательно утратила церковное влияние в Италии.

Постоянные войны с османами и варварами несколько нашествий крестоносцев приводили империю к полному разорению. После чего страна как птица феникс снова вставала из пепла.

Очередное возрождение произошло в 1261 году Михаил VIII Палеолог занял Константинополь, был заново коронован и провозглашен «новым Константином». В 1274 году была подписана церковная уния с Римом Если в истории церкви уния осталась лишь недолгим неудавшимся экспериментом, то ее след в истории культуры куда более значителен.

Фигуры, подобные Виссариону Никейскому, ученику неоязычника Плифона, униатскому митрополиту, а затем кардиналу и титулярному латинскому патриарху Константинополя, сыграли ключевую роль в трансмиссии византийской и античной культуры на Запад. Виссарион, в эпитафии которому выбиты слова: «Твоими трудами Греция переселилась в Рим», переводил греческих классических авторов на латынь, покровительствовал греческим эмигрантам-интеллектуалам и передал Венеции свою библиотеку, включавшую более 700 рукописей, которая стала основой Библиотеки святого Марка.

В будущем Кардинал Виссарион Никейский, сторонник унии, то есть объединения католиков и православных под властью Папы, будет назначен непосредственным опекуном Софьи Палеолог и сыграет в её жизни решающею роль. После захвата Османами Константинополя и Мореи, Софья прибыла в Рим где находилась под покровительством Ватикана и папского двора, который сосватал её московскому царю.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод

Количества книг в распоряжении будущей русской царицы было предостаточно.

Это, например, книги Императорской библиотеки Византии с трудами Александрийской библиотеки.
Частично вывезенные в Рим до осады Константинополя.
Книги Ватиканской библиотеки созданной папой Николаем V. Рукописи из личного собрания 800 манускриптов на латыни и 353 на греческом. Книги его предшественника папы Евгения IV 350 произведений на латыни, греческом и иврите. Плюс папа значительно расширил коллекцию манускриптами из Европы и с Востока. По его указанию грамматик Альберто Энок д’Асколи специально отправился на поиски уцелевших собраний из императорской библиотеки Константинополя.

Добавим к этому коллекцию личных книг византийской принцессы Софьи Палеолог. Досталась она ей по наследству от отца, Фомы Палеолога. Который был братом последнего императора Византии Константина XI и деспотом Мореи правителем полуострова Пелопоннес.

Все вельможи Византии имели свои личные библиотеки. Количество книг у некоторых вельмож подобного ранга приближалось к тысяче. К тому же у него была возможность за 7 лет после падения Константинополя и до захвата османами в 1460 году Мореи. Вывезти все ценности включая книги сначала на Корфу, а затем и в Рим.

А книги Византии имели не только духовную, но и материальную ценность. Для их изготовления использовали слоновую кость, золото, эмаль и драгоценные камни.

И ещё традиция отдавать книги в приданое, когда принцессы выходили замуж в другие страны.

В общем Византийская принцесса Софья Палеолог могла легко собрать библиотеку из 800 томов, чтобы привезти её в Москву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *