Тайна библиотеки царя Ивана Грозного 500 лет не дает покоя историкам, археологам и просто энтузиастам. Книги, которые входят в это уникальное собрание Либерия (именно так называл свою библиотеку сам царь) не имеют цены. В этой статье мы продолжаем расследование, пытаясь установить существовала ли такая библиотека на самом деле и, если существовала, то куда она могла исчезнуть? Часть вторая «Софья»
После взятия турецкими войсками Константинополя в 1453 году
Великий христианский православный город перестал существовать. Превратившись в мусульманский Стамбул.
Константин XI, дядя Софьи. Рисунок XIX века
Борьба за город была жестокой и кровопролитной, сопротивление осажденных несмотря на упорство было сломлено. Погибли почти все защитники города. Погиб Константин XI Палеолог. Тело императора узнали по маленьким золотым двуглавым орлам на пурпурных сафьяновых сапогах.
Младший брат Фома Палеолог. Выжил после битвы.Он был деспотом (название высшего титула византийских вельмож, соответствующее европейскому титулу герцог) правитель деспотата или герцогства Морей. Название Морей в XIII веке, в переводе на славянский море. Расположенного на полуострове Пелопоннес южная часть Греции.
Фома вернулся к себе захватив с собой величайшую христианскую святыню. Почитаемые всем православным миром мощи заступника византийской и греческой церкви — голову апостола Андрея Первозванного, родного брата святого Петра. Великого мученика и верного ученика самого Господа нашего Иисуса Христа.
Древняя Греция полуостров Пелопоннес
Скитальцы
Прошло время и вскоре стало ясно, что Морея не выдержит натиска турок. Последний осколок Византии. Вторая великая Римская империя погибла.
Тем временем следовало позаботиться о безопасности жены и детей — турки приближались. В 1460 году Морея была захвачена турецким султаном Мехмедом II.
Фома Палеолог
Фома Палеолог с семьей и величайшими святынями христианского мира, в том числе и с главой святого апостола Андрея Первозванного покинул Морею. Отплыл на некогда греческий остров Керкиру, который с 1386 года принадлежал Венецианской республике и потому именовался по-итальянски — Корфу. Город-государство Венеция, морская республика, переживавшая период величайшего подъема, оставалась самым цветущим и богатым городом на всем Апеннинском полуострове вплоть до XVI столетия.
У Фомы Палеолога было четверо детей. Старшая дочь Елена только что покинула отчий дом, выйдя замуж за сербского православного короля, с родителями остались мальчики Андреас и Мануил, а также младший ребенок — дочь Зоя, которой к моменту падения Константинополя исполнилось 5 лет.
Фома Палеолог стал налаживать отношения с Венецией. Благодаря венецианцам, Керкира осталась единственной частью Греции, не попавшей под власть Османской империи.
Еще задолго до осады византийской столицы Константин переслал Фоме веками накопленное собрание самых ценных книг из константинопольской библиотеки.
Здесь было большое количество томов редчайших изданий на греческом, латинском и иудейском языках, начиная от уникальных и очень древних списков евангелий, папирусы египетских жрецов, священные тексты, вывезенные Александром Македонским из Персии. По древней Византийской традиции книги были основным приданым Византийских царевен.
Семья поселилась на острове Корфу, где они прожили почти пять лет.
Наняв для детей самых лучших наставников, Фома оставил их на попечение матери, Екатерины, и, взяв с собой священную реликвию, отправился в Рим, дабы торжественно подарить ее папе Павлу II, надеясь взамен получить подтверждение своих прав на константинопольский престол и военную поддержку в борьбе за его возвращение — к этому времени Фома Палеолог остался единственным законным наследником павшего императора Константина.
Для борьбы с турками Византия подписала в 1439 году Флорентийскую унию об объединении Церквей, и теперь ее правители могли просить себе убежище у папского престола.
7 марта 1461 года в Риме морейского деспота встретили с достойными почестями, голову апостола Андрея поместили в соборе Святого Петра, а Фоме назначили весьма высокое по тем временам содержание — 6 500 дукатов в год. Папа наградил его орденом Золотой розы.
Софья Фоми́нична Палеоло́г
Зоя
Дочь Фомы Зоя родилась 1448 году на полуострове Пелопоннес. Софья Фоми́нична Палеоло́г Великая княгиня Московская, вторая жена Ивана 3 Великого, мать Василия 3, бабушка Ивана 4 Грозного. Племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога. Росла очень смышленой девочкой, она с четырех лет умела читать и писать по-гречески и по-латыни, была очень способной к языкам. К тринадцати годам, уже прекрасно знала древнюю и современную историю, владела основами математики и астрономии.
Праправнучка, княжна Старицкая.
Пластическая реконструкция.
По утверждению учёных], её лицо демонстрирует большое сходство с Софией
Когда Зое исполнилось семнадцать лет, на девушку обрушился ураган несчастий. В начале 1465 года внезапно скончалась мать Екатерина.
Фома приехал к детям он попросил Зою сопровождать его в порт, там они поднялись на палубу корабля, где хранилось приданое, и отплыли с дочерью и сыновьями в Рим.
Однако, в Риме все вместе они прожили недолго, вскоре в мае 1465 года Фома скончался в возрасте 56 лет.
Базилика святого Петра в центре цирка Нерона.
Образование царственных сирот взял на себя Ватикан, поручив их кардиналу Виссариону Никейскому Этот даровитый человек был византийским латинофилом.
Литературный дар, начитанность, честолюбие. Приверженность унии способствовали его успешной карьере. Он обучался в Константинополе, затем принял постриг в одном из монастырей Пелопоннеса, в столице Мореи Мистре. В 1437 году в возрасте 35 лет избран митрополитом Никейским.
Католический кардинал Виссарион Никейский, грек, любимец папы, ратовал за объединение христианских церквей перед лицом турецкой угрозы.
Виссарион Никейский
Папа Павел II отпускал на содержание сирот 3600 экю в год.
Дальнейшая судьба сестры и братьев Зои незавидна
Старшая сестра Зои Елена Палеолог была женой сербского деспота Лазаря Бранковича. После захвата Сербии мусульманами бежала на греческий остров Лефкас, где постриглась в монахини.
После смерти Фомы корону Палеологов де-юре унаследовал его сын Андрей, который продавал её различным европейским монархам и умер в бедности. Второй сын Фомы Палеолога, Мануил, во время правления Баязида II вернулся в Константинополь и отдался на милость султану. По некоторым источникам, он принял ислам, завёл семью и служил в турецком флоте.
Одной из задач кардинала было найти для Зои выгодную партию среди самых богатых фамилий Италии, но как только дело начинало продвигаться вперед, обнаруживались какие-то подводные камни.
Виссарион догадался Всё упиралось в вероисповедании. Зоя хочет мужа, принадлежащего к православной церкви.
Царевне понравилось предложение, выйти за православного короля Кипра Жака II де Лузиньяна она внимательно рассмотрела его дело дошло даже до обручения, но в последнюю минуту Зоя передумала и отказала. Остров Кипр находился в войне с османами, и в любой момент мог быть захвачен.
Римский папа Павел 2
Но вскоре папа Павел II неожиданно выполнил свое обещание данное столь милой его сердцу принцессе-сиротке. Мало того, что он нашел ей достойного жениха. Вместе с этим решился и ряд политических проблем.
Сватовство
В те годы Ватикан искал союзников, чтобы организовать против турок новый крестовый поход. Тогда по совету кардинала Виссариона папа и решил выдать Зою за московского государя Ивана III, зная о его стремлении стать наследником византийских василевсов.
Московский князь Иван III овдовел в 1467 году — его первая жена Мария Борисовна, княжна Тверская, умерла, оставив ему единственного сына, наследника — Ивана Молодого.
В феврале 1469 года в Москву прибыл посол кардинала Виссариона грек Юрий с письмом, в котором кардинал предлагал великому князю руку Византийской царевны, отказавшей двум женихам, королю французскому и герцогу Медиоланскому, не желая быть супругой государя латинской веры.
В письме предлагалось великому князю, сочетаться законным браком с дочерью деспота Морейского.
Московский государь Великий князь взял эти слова в мысль, говорит летописец. Укреплявший великокняжескую власть Иван III рассчитывал, что родство с византийским домом поможет Московскому государству повысить международный престиж, заметно пошатнувшийся за два столетия ордынского ига, и способствовать повышению авторитета великокняжеской власти внутри страны.
Папа Сикст IV
Он принял предложение и направил в Рим своего посла, итальянца Джан Баттисту делла Вольпе (его в Москве прозвали Иваном Фрязиным), свататься. Этот дворянин служил в Москве в качестве монетного мастера.
Посол вернулся через несколько месяцев, в ноябре, привезя с собой портрет невесты. Портрет, с которым началась в Москве эпоха Софьи Палеолог. Считается что он был первым на Руси светским изображением. По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».
В. Муйжель. «Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог.
Князю невеста понравилась, как и политические перспективы породниться с родом византийских императоров. Кроме того, за невестой было обещано щедрое приданое.
Сватовство затянулось, на три года из-за нежелания московского митрополита Филиппа сочетать браком государя с униаткой. Лишь в 1472 году, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой.
Прием у Сикста IV.
21 мая состоялся торжественный прием российских послов у папы Сикста IV. Папа отнесся с отеческой заботливостью к сироте: он дал Зое в приданое, кроме подарков, около 6000 золотых дукатов и разослал наперед по городам письма, в которых во имя уважения, подобающего апостольскому престолу, просил принять Зою с расположением и добротой. Неудивительно, что путешествие Зои было своего рода триумфальным торжеством.
Путешествие
24 июня 1472 года большой обоз Софии Палеолог вместе с Иваном Фрязиным выехал из Рима. Обоз пересек всю Европу с юга на север, направляясь в немецкий порт (Любек). Болонские хронисты в 1472 году восторженно писали о Зое: «Воистину она … очаровательна и прекрасна… Невысокого роста, она казалась лет 24; восточное пламя сверкало в глазах, белизна кожи говорила о знатности ея рода». Итальянская княгиня Кларисса Орсини, нашла ее красивой.
Нюрнберг.
Во время остановок высокой гостьи в городах в ее честь устраивались пышные приемы и рыцарские турниры. Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки — серебряную посуду, вина, а горожанки Нюрнберга вручили ей целых двадцать коробок конфет.
На пути в Москву невесту сопровождала свита из греков и итальянцев.
Софья неоднократно показывалась толпе и вызывала общее удивление своей красотой и богатством наряда.
10 сентября 1472 года корабль с путешественниками взял курс на Колывань — так называли тогда русские источники современный город Таллин.
Ф. А. Бронников. Встреча царевны Софьи псковскими посадниками на Чуцком озере
Первого октября. На 4-ый месяц пути Зоя, наконец, вступила на русскую землю.
13-го принцесса прибыла во Псков, пробыла ровно 5 дней. Псковские власти и знать одарили ее и свиту подарками и поднесли ей 50 руб. Ласковый прием растрогал царевну. Затем процессия отправилась в Москву.
А. Васнецов. В Московском Кремле. Акварель
Будущая великая московская княгиня, лишь только очутившись на русской территории сразу же открыто, ярко и демонстративно показала свою преданность православию, к восторгу русских прикладываясь ко всем иконам во всех церквах, безукоризненно ведя себя на православной службе, крестясь, как православная. Стало очевидно, что планы Ватикана сделать её проводником католичества потерпели провал.
Иван III Васильевич
Ранним утром 12 ноября 1472 года Софья Палеолог прибыла в Москву, где произошла ее первая встреча с Иваном.
А. Васнецов. В Московском Кремле. Акварель
В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора. Состоялось венчание. Обвенчал их митрополит Филипп (по Софийскому временнику — коломенский протопоп Осия).
Венчание Ивана III с Софьей Палеолог в 1472 году. Гравюра XIX в.
По некоторым указаниям, митрополит Филипп был против брачного союза с униаткой. Официальная великокняжеская летопись утверждает, что именно митрополит венчал великого князя, но неофициальный свод (в составе Летописей Софийской II и Львовской) отрицает участие митрополита в этой церемонии: «венча же протопоп коломенскый Осея, занеже здешним протопопом и духовнику своему не повеле…».