Анива самый загадочный маяк России

В южной оконечности острова Сахалин На стыке двух морей Охотского и Японского находится труднодоступный скалистый мыс Анива выступающий в Охотском море, Каменистые скалы, высокая волна, колючие ветра. На скале Сивучьей рядом с мысом воздвигнут маяк Анива одно из таинственных мест России.

Пролив Лаперуза

JT VIVENDI F57 34832

1—-Граф Жан-Франсуа де Гало де Лаперуз время жизни 23 августа 1741 — около 1788 года французский мореплаватель.

После подписания Парижского мирного договора сентябрь 1783 года лично король Людовик XVI предложил Графу Лаперузу возглавить кругосветную морскую экспедицию, целью которой стало бы упорядочивание открытий, в Тихом океане. Он согласился.

1 августа 1785 года Лаперуз вышел из Бреста на двух фрегатах «Буссоль» («Компас») и «Астролябия», имея команду в 220 человек. Пройдя Атлантический океан и обогнув мыс Горн.

2—-Путешествие Лаперуза

В апреле они сделали остановку на острове Пасхи. В конце июня 1786 года достигли Аляски.
Далее, двигаясь на запад, экспедиция снова пересекла Тихий океан.
После стоянки в Маниле направился к берегам северо-восточной Азии.

3—-Пролив Лаперуза

В 1786 году, после обследования берегов Корейского полуострова, Лаперуз направился к Оку-Йесо, нынешнему Сахалину. Здесь экспедицией был открыт пролив длиной 101 км между Сахалином и островом Хоккайдо, который Лаперуз назвал в честь своего соратника капитана Де-Лангля.

4—- Пролив Лаперуза

А вот первым издателем дневника Лаперуза Миле-Мюро пролив был назван именем руководителя экспедиции, пролив Лаперуза.

На японских картах эта акватория значится как пролив Соя. Названный в связи с названием мыс Соя, на острове Хоккайдо самому северному в Японии. Мыс Соя хорошо виден в хорошую погоду с сахалинского мыса Крильон.

5—- На японском – берегу установлена стела.

На Японском – берегу установлена стела. Хёсэцу-но мон «Ворота льда и снега» — памятник и мемориал, созданный в 1963 году японскими уроженцами Карафуто (Сахалина) в память о потерянной родине и обо всех погибших на Сахалине японцах.
Акватория, разделяющая два острова – Сахалин и Хоккайдо, два государства – Российскую Федерацию и Японию. От берега до берега – около 43 километра. По проливу Лаперуза проходит государственная граница.

Несмотря на полученную от жителей Хоккайдо информацию, Лаперузу не удалось совершить ещё одно открытие: поднимаясь выше 51 градуса северной широты, он был введён в заблуждение постоянным уменьшением глубин и решил, что Сахалин является полуостровом, соединённым с материком песчаным перешейком. Переждав начавшийся шторм в удобной бухте, которую назвал заливом Де Кастри ныне залив Чихачёва, Лаперуз пошел на юг, по дороге дав название южной оконечности острова Сахалин.

6—- Южная оконечность острова Сахалин. Мыс Крильон

Мыс Крильон назван в честь современника, военачальника Франции де Крильона. Лаперуз так и остался в заблуждении, что Сахалин – полуостров. В связи с этим честь открытия Татарского пролива досталась русскому адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому.
6 сентября 1787 года «Буссоль» и «Астролябия» бросили якорь в Петропавловске, где Лаперуз и его люди встретили радушный приём.
Выйдя в море 30 сентября 1787 года, Лаперуз направился на Самоа.

7—- Маяк Крильон

Установка маяка на мысе Крильон была включена в план строительства маяков. Маяк Крильон установлен на вершине холма на обрывистом берегу в 2 кабельтовых – 370 м к NNW от оконечности мыса Крильон.
Мыс Крильон является юго-западной оконечностью острова Сахалин и западным входным мысом залива Анива, а также западной частью северного берега пролива Лаперуза.

Штатный номер маяка Крильон по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года — № 2155. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней — № М 7802.
Маяк установлен в расстоянии 72 м от береговой черты на высоте 35,2 м над уровнем моря.
Маяк Крильон предназначен для обеспечения мореплавания в проливе Лаперуза, в западной части залива Анива и в северо-восточной части Японского моря. Расположен в Невельском районе Сахалинской области. Ближайшее селение – село Шебунино в расстоянии 65 км от маяка

Маяк Анива

8—- Ретро-фотография полувековой давности с маяка Анива

На южной оконечности острова Сахалин, где бурные воды пролива Лаперуза с грохотом разбиваются о небольшую скалу Сивучья, стоит самый загадочный российский маяк Анива. Маяк Анива находится в Корсаковском городском округе Сахалинской области.
Впервые о строительстве маяка на скале Сивучья рядом с мысом Анива заговорили в 1898 году, когда здесь затонул пароход «Космополит», на котором ехал на службу губернатор Приморской области. Но дальше газетных новостей дело не пошло — место для строительства было слишком неудобным. Все материалы пришлось бы доставлять морем, а возле местных скал очень сложные течения, часто бывают туманы.

9—- Маяк Анива

В 1904 году началась русско-японская война и стране было не до строительства маяков. В результате проигранной Российской империей войны о. Сахалин был разделён на две зоны: северная часть осталась под юрисдикцией династии Романовых, а южная – отошла к японской императорской семье.
И по договору перешла к Японии.

Японцы организовали на новых землях префектуру Карафуто власти страны восходящего солнца начали её постепенное освоение стали развивать судоходную инфраструктуру. В 1938 году дошла очередь и до мыса Анива — японские власти решили построить на скале маяк. Японцы называли это место Нако-Сирето-Мисаки — и сам маяк в первые годы тоже носил это имя.

10— Маяк Анива

Необходимость его строительства была обусловлена тем, что вдоль южного побережья Сахалина пролегал важный морской путь, который у мыса Анива изобиловал природными опасностями. Всего два десятка метров отделяли мыс Анива от скалы Сивучья.

11— Маяк Анива

Сложность для навигации представляли отмели, подводные камни, частые туманы и непредсказуемые течения, погубившие не один корабль.
За воплощение замысла в реальность взялся гениальный японский инженер Миура Синобу. Которому предстояло решить сразу несколько задач.
Помимо разработки проекта маяка, ему необходимо было разобраться с вопросом быта зодчих и обеспечения их питьевой водой, а также продумать вопросы снабжения: строительные материалы попросту негде было складировать
До строительства маяка у мыса Анива о подводные скалы разбивались десятки кораблей. Морской путь считался одним из самых сложных. Несмотря на необходимость решения проблемы безопасности судоходства, идея возведения башни казалась крайне безумной.

12—- Маяк Анива

Стоимость постройки составила 600 000 иен и заняла чуть больше двух лет: с июня 1937 по октябрь 1939. Маяк принадлежал к третьему классу: длина фокуса его линзы составляла 500 мм, диаметр — 1000 мм

В итоге доставляемые судном «Рошу-мару» в условиях неспокойного моря компоненты для строительства сразу же с корабля поступали в руки мастеров и встраивались в конструкцию маяка

13—- Маяк Анива

После успешной постройки, зодчие преподнесли в дар японскому императору Хирохито уменьшенную копию маяка Нако-Сирето-Мисаки, в качестве символа преодоления невообразимых трудностей.
В 1945 году после советско-японской войны южная часть Сахалина перешла в состав СССР и маяк оказался на балансе у военных сооружение переименовали в маяк Анива. Теперь на карте маяк числиться как Анива.

14— Маяк Анива

Разделенная на 9 этажей серая бетонная башня с эркером поднималась в небо на 31 метр, а свет исходившего от него луча был виден на расстоянии до 35 километров.

Цокольный ярус этого сооружения был предназначен для установки аккумуляторов и дизельных двигателей, первый этаж, представлял собой обширную кухню и продовольственный склад, на втором уровне работала радиорубка и располагались вахтенная и аппаратная комнаты.

15—Коридор первый этаж

На третьем, четвёртом и пятом этажах с окнами-иллюминаторами размещались жилые помещения с двухъярусными кроватями и нишами для одежды, где отдыхали обслуживавшие маяк Анива 12 работников, трудившихся посменно по 4 человека.
Шестой этаж был оборудован под склады, на седьмом находилась пневмосирена, на восьмом хранилось горючее.

16— Радиорубка

17— Вахтенная комната

18— Аппаратная комната.

На девятом ярусе сооружения был установлен вращательный механизм оптической системы, собранный по типу часового. Осветительный аппарат совершал повороты в наполненной 300-килограммами ртути чаше. В свою очередь её приводила в движение спрятанная внутри винтовой лестницы маяка труба, внутри которой была подвешена гиря весом 270 кг. Маятник заводили каждые 3 часа — пока гиря опускалась, оптическая система вращалась и посылала луч в разные стороны.

19— Внутри винтовой лестницы

20— Труба, внутри которой была подвешена гиря

Каждые три часа маячник должен был заново заводить систему, чтобы проходившие мимо мыса корабли не теряли пространственную ориентацию.
На маяке было две семьи смотрителей — они проживали по две недели, а потом сменялись и ехали в поселок Сатоо (Южная Застава), где находились до следующей смены. Когда навигационный период завершался, они уезжали на зимовку в этот же поселок.
На самом деле быть смотрителями маяка в те времена было очень почетной обязанностью — хорошие условия проживания, большая зарплата

21—Жилые помещения

22—Винтовая лестница

Во времена СССР маяк функционировал с использованием дизельных генераторов, а также аккумуляторов из резерва. Во время войны маяк не работал, а после ее окончания снова стал функционировать. На случай тумана в 1952 году на нем установили наутофон – сигнальная установка для звукового предупреждения о рифах.

Смотрители поживали, на маяке до 1990 года. Обычно так же, как и при Японцах в их состав входили две семьи, которых не пугала оторванность от цивилизации. Тех, кому повезло работать на Аниве, даже называли счастливчиками в советские времена.
Изначально на маяке использовалась ацетиленовая лампа и маятниковый механизм вращения, который нужно было заводить каждые 3 часа. Со временем лампу заменили на электрическую, установили дизельный генератор и новый поворотный механизм.

23— Винтовая лестница

24— Вращательный механизм оптической системы

Благодаря ответственной работе смотрителей, маяк на протяжении 80 лет оберегал корабли от столкновения с каменистыми скалами.

Маяк Анива – был путеводной звездой для всех кораблей и катеров, чей маршрут передвижения проходил по этому сложному пути. Десятки кораблей разбились и сотни людей погибли здесь до строительства маяка.
Дело в том, что на этом маршруте погода была весьма переменчива, в любой момент могли случиться: шторм, дождь с грозой, туман — и это способствовало изменению уровня воды.
В следствии чего некоторые скалы становились невидимы, что увеличивало количество кораблекрушений, а значит и поломанных людских судеб.

Ольга Маурина, техник маяка Анива: «С мужем Валерием мы устроились на маяк в мае 1982-го. Электричество от дизелей и аккумуляторов. Там, вообще, цивилизация была: отопление как в квартирах, водопровод, баня, горячая и холодная вода, нормальный туалет. Японцы же строили!»
Ольга Маурина, техник маяка Анива: «На Аниве одновременно всегда по две семьи жило.

Всё привозное, но хлеб пекли сами. Первое, что мы делали, когда его испечешь — отрывали горячие горбушки, брали банку военной тушенки и намазывали ее на хлеб. Безумная вкуснота!
История Анивы также имеет свои трагические моменты. В 1971 году из-за несчастного случая погибли старший техник и начальник навигации. Это событие напоминает о том, что несмотря на значимость и суровую прелесть маяков, они часто связаны с опасностями и вызовами морской среды.

25— Он мог стать радиоактивным

Последнюю маячную семью вывезли в 1990-м году.
С 1990 года маяк перевели на автоматический режим работы. На нем установили радиоизотопные термоэлектрические генераторы, которые могли служить от 10 до 20 лет. Необходимости в смотрителях больше не было.

Они навсегда покинули башню. Проработал маяк в таком режиме до 2006 года. Затем военные прекратили его обслуживание. По-видимому, такое вмешательство в работу маяка привело к тому, что он мог стать радиоактивным – кроме того, на самом здании есть много знаков, которые предупреждают об этом. Некоторые местные журналисты даже считают, что ныне заброшенное место все еще используется как секретный объект, на котором иногда «появляются люди».

В 2006-м военные прекратили обслуживание башни. В 2006 году срок эксплуатации атомной батареи закончился, но новую решили не устанавливать — появились системы спутниковой навигации, и маяк оказался не нужен. С тех пор лампа на Аниве больше не зажигалась.

14 января 2020 года было подписано соглашение между Минобороны РФ и губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко о финансировании правительством региона ремонтных работ на маяке.

26— Чайки, напоминают о том, что теперь они здесь хозяева.

Реконструкцию маяка хотели начать в 2015 году, но до реализации проекта дело пока не дошло. Несколько лет назад разрушился заброшенный маяк Камень в проливе Лаперуза на границе России и Японии — и многие опасаются, что та же участь ждёт и Аниву.

29 апреля 2024 года маяк Анива передан от Минобороны России в собственность Сахалинской области. Реконструкция начнется не раньше лета 2025 года.

Легенды

Многие считают маяк Анива загадочным и таинственным местом он входит в 10 самых мистических мест России.

С маяком Анива связано множество мистических рассказов и легенд. Некоторые из них вызывают трепет у местных жителей и исследователей.

27— Маяк Анива

Среди местных бытуют и мрачные легенды о том, что в здании находятся призраки тех, кто погиб в море; их души привлек свет маяка, и теперь они находятся в ловушке, поскольку боятся вернуться обратно в море.
Призраки моряков, которые якобы бродят вокруг маяка. Согласно легенде, это души ушедших в море моряков, которые погибли в непогоду или при попытке спасти корабли в бурю. Некоторые свидетели утверждают, что они слышали голоса и видели призрачные фигуры на ночном небе вокруг
маяка.

28— Маяк Анива

Вторая загадка, связанная с маяком Анива, — это серия загадочных исчезновений людей, которые приходили в близлежащие районы. Исчезновения остаются нераскрытыми, и есть те, кто считает, что маяк каким-то образом связан с этими таинственными исчезновениями.

Недалеко от маяка Анива часто наблюдаются таинственные светящиеся объекты, которые не поддаются объяснению. Эти объекты могут быть связаны как с природными явлениями, так и на встречу с нечто сверхъестественным.

29— Маяк Анива

Существует легенда, что огни маяка каждую ночь призывали души погибших моряков к себе. Известно, что последних хоронят не в земле, а в море. Во время строительных работ погибло два человека. Возможно, это именно они незримо присутствовали рядом с коллегами вплоть до закрытия.

На стенах маяка обнаруживались загадочные надписи и символы, которые никто не смог разгадать. Их происхождение и значение остаются неизвестными, и это только усиливает мистику этого места.

Но несмотря на рациональные объяснения, мистика и загадки маяка Анива продолжают привлекать внимание людей и оставаться частью богатого культурного наследия Сахалина. Место остается загадочным и привлекательным для исследователей, путешественников и любителей мистики.

30— Маяк Анива

Маяк давно не функционирует. Естественно, это порождает слухи о таинственных тенях – призраках бывших смотрителей, ночных криках, исчезающих вещах и прочих ужасах. Хотя один момент все же есть и связан он с Анивским заливом.

На дне хранятся снаряды времён войны причем некоторые штормом легко выкидывает на берег.

И вообще в таких отдаленных местах обязательно имеется свой духовный покровитель. Об этом знают все, кто работал смотрителями или сторожами. Вроде бы человек вышел на смену один, но постоянно чувствует: с ним рядом есть кто-то еще. Сначала это страшное и неприятное чувство, но постепенно он привыкает. Конечно, это не домовой, но какой-то определенный дух места однозначно существует.

Сегодня тайну маяка может разгадать каждый, кто решится зайти внутрь. А там — просто забытое богом и людьми место, покрытое пылью и разрушающееся. Дело в том, что современному океанскому мореплаванию больше не нужны маяки.

31— Маяк Анива

Вступив на его бетонный пол, поднявшись на этажи, где некогда жила команда смотрителей из 12 человек, пройдясь по комнатам маяка, можно почувствовать себя персонажем из «Сталкера». Особенно когда видишь в некоторых пустующих комнатах оставшиеся вещи бывших сотрудников.
Наибольшее впечатление произведёт панорамный вид, открывающийся с 9 этажа маяка — это бескрайнее море и мощная, вырастающая из волн, юго-восточная «лапа» острова. Время на мгновение остановится, вокруг образуется тишина, которую периодически будут прерывать кричащие чайки, напоминая о том, что теперь они здесь хозяева.

32— Город Южно-Сахалинск

Дорога к мысу и маяку начинается от Южно-Сахалинска. Добраться туда можно самолетом. Затем в посёлок Новиково. Отсюда начинается самая невероятная часть путешествия — морская. На лодке на протяжении нескольких часов будете любоваться зелёными хребтами, водопадами и гладью Анивского залива.

33— Посёлок Новиково Сахалинской области

Посёлок отделён от маяка Анива на 40-километров морской полосы. Следует учесть, что погода на Сахалине очень переменчива. В любой момент может пойти дождь с грозой, подняться шторм или опуститься туманы. К тому же, уровень воды в море часто поднимается, накрывая скалы, на которые запросто можно наткнуться. Поездка к мысу выходит довольно экстремальной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *